Метамодель (авторы Дж. Гриндер и Р.Бэндлер) — коммуникативный инструмент сбора и уточнения информации, а также восстановления целостности субъективного опыта, базирующийся на психологических механизмах обработки информации и лингвистических механизмах построения речи. На практике Метамодель представлена в форме сгруппированных специализированных вопросов, каждый из которых селективно направлен на восстановление критически значимых пропусков информации. При этом важно помнить, что главная цель использования Метамодели заключается не столько в прояснении информационных пропусков для спрашивающего, сколько в востановлении полноты и качества работы с информацией для самого отвечающего. Последовательно отвечая на метамодельные вопросы, человек не только восстанавливает всю необходимую для принятия эффективного решения информацию, но и корректиует собственные способы ее обработки, что в целом делает его мышление и поведение более эффективным. Метамодель — это первая из моделей, с которой в 1970-х началось обучение НЛП.