«Хочу разобраться, почему я ничего не делаю, чтобы достигнуть цели?» или «Надо что-то сделать, чтобы я уже начал делать» — наверное, одни из самых распространенных запросов. Они касаются тех ситуаций, когда клиент ставит перед собой цель, но не делает ничего для ее достижения или начинает и бросает. В результате он попадает в ситуацию, когда оценивает стоящую перед ним задачу как важную, и в то же время не продвигается к ней. Такая «пробуксовка» называется прокрастинацией. Примеры запросов:
Распространенная причина прокрастинации — низкая значимость цели. Цель не привлекает клиента настолько, чтобы он начал что-то делать для ее достижения.
Главный шаг консультанта в таких запросах — проверить уровень актуальности цели для клиента.
В случае проведенной проверки, консультант с самого начала пойдет в работе с клиентом в нужном направлении, и клиент примет осознанное решение, как ему относиться к поставленной цели и как строить дальнейшую работу.
Я предлагаю свой инструмент в работе с ситуацией «пробуксовок» — технику «Проверка уровня значимости цели». Шаги техники Шаг 1. Попросите клиента сформулировать, что значит для него значимость цели на 10 баллов: «Скажи, пожалуйста, что такое для тебя значимость цели на 10 баллов по шкале от 1 до 10?» Благодаря ответу на этот вопрос клиент сформирует внутренний критерий в своем опыте. Этот критерий поможет найти ответы на следующие вопросы консультанта. Шаг 2. Консультант просит клиента сформулировать уровень «достижения»: «Скажи, пожалуйста, скольким баллам по 10-ти балльной шкале значимости должна соответствовать цель, чтобы она оказалась достигнута тобой в любом случае? Ну, конечно, исключая ситуации форс-мажора». Шаг 3. Консультант просит клиента сформулировать уровень «движения»: «Скажи, пожалуйста, скольким баллам по 10-ти балльной шкале значимости должна соответствовать цель, чтобы ты начал шаги к ее достижению». Шаг 4. Консультант просит клиента определить, скольким баллам по 10-ти балльной шкале соответствует значимость заявленной им цели: «Скажи, пожалуйста, скольким баллам по 10-ти балльной шкале значимости соответствует твоя цель?» Дальше возможны два варианта развития событий: 1 вариант: уровень значимости цели клиента выше уровня движения или уровня достижения. В этом случае консультант использует весь арсенал своих методов. Получается, что значение цели высоко, но по каким-то причинам клиент все равно не сдвигается. Например, такой причиной может быть страх неудачи. 2 вариант: уровень значимости цели ниже уровня движения. Тогда консультант переходит на шаг №5. Шаг 5. Консультант задает вопрос клиенту: «Как ты видишь нашу дальнейшую работу?» Возможны 3 варианта развития событий: 1 вариант: принять осознанное решение, отказаться от достижения этой цели и выбрать любую другую. 2 вариант: принять волевое решение и продолжать двигаться на том уровне энергии, который у тебя есть. 3 вариант: повысить уровень привлекательности своей цели, чтобы появилась энергия, нужная для ее достижения. Если клиент выбирает 1 вариант, то они переходят к экологической проверке. Экологическая проверка 1. Консультант спрашивает клиента: «Представь себя, пожалуйста, 31 декабря того года, в котором запланировано достижение этой цели. Ты подводишь итоги за год и понимаешь, что эта цель осталась не достигнутой. Что ты ощущаешь при этом?» Если такая ситуация воспринимается клиентом спокойно, то консультация закрывается. Если у клиента возникает дискомфорт, то консультант задает ему следующий вопрос: «Скажи, пожалуйста, изменилась ли значимость твоей цели? Если да, то скольким баллам она соответствует теперь?» Если уровень изменился, но цель все равно ниже уровня движения, то консультант снова возвращается к вопросам шага 5. Если клиент утверждает, что актуальность цели стала выше порога движения, то консультант делает вторую экологическую проверку. Экологическая проверка 2. Консультант задает следующий вопрос: «Представь себя в любой точке времени между сегодняшним днем и датой достижения цели. Определи, насколько у тебя достаточно энергии для движения к ней? Какие шаги ты делаешь по направлению к цели? Хватает ли у тебя ресурсов, что бы достигнуть ее?» Если клиент отвечает отрицательно, но при этом значимость его цели не изменилась, то консультант говорит клиенту следующее: «В этой ситуации у тебя три выбора. Первый: принять осознанное решение и отказаться от цели, поскольку ее уровень значимости не достаточен для того, чтобы ты начал ее реализовывать. Второй выбор: принять волевое и осознанное решение, что ты будешь двигаться к цели несмотря ни на что. И третий вариант: повысить значимость этой цели, до уровня движения или достижения. Итак, каким будет твое решение?» Если клиент выбирает третий вариант, то консультант использует стандартный набор методик, которые есть у него в распоряжении («Интеграция логических уровней», «S.C.O.R.E. на линии времени» и т.д.).
За отсутствующий результат никто не платит. Если клиент выберет первый или второй вариант развития событий, то вряд ли он оплатит консультацию. К этому нужно быть готовым. Как один из вариантов развития событий — предложить клиенту исследовать или найти другие цели, которые помогут ему достичь более значимого результата. Как я уже говорил выше, часто клиенты придумывают себе страхи и далекие от реальности причины. У меня есть клиентка, которая за полгода ни на шаг не продвинулась к цели по созданию собственного бизнеса. Она рефлексировала по этому поводу, и, когда я ее спросил, что собственно происходит, она ответила: «Мне мешает страх». Я спрашиваю: «Страх чего?» Она говорит: «Страх забеременеть». Я говорю: «А как вообще это связано с бизнесом?» Она отвечает: «Ну как? Я начну бизнес. Стану успешной. Найду достойного парня. Выйду за него замуж. Забеременею. А я к этому не готова». Вот такие картины рисуют в голове прокрастинирующие люди, особенно рефлексивного типа))) При этом реальный страх и низкая актуальность цели — это не взаимоисключающие понятия. Страхи — отдельная история. Эта техника исследует только значимость цели. Иногда я задаю клиентам вопрос для того, чтобы отделить влияние страхов, когда они начинают настаивать, что именно в них основная причина: «Скажи, пожалуйста, если бы страха, о котором ты говоришь, не было, означало бы это, что ты достигал бы своей цели?»
Ради чего большего? Ответ клиента на такой вопрос, принятый консультантом «за чистую монету», без калибровки и оценки логичности не даст абсолютно ничего. Каждый человек понимает связь цели из запроса с целями более высокого уровня, но:
Для меня любая консультация, которая касается прокрастинации, начинается с прояснения значимости цели. Такая проверка помогает и в работе с собой. В случае регулярной практики, она встраивается и становится личным инструментом работы с целями. В результате развивается система внутреннего шкалирования. Благодаря ей можно быстрооценивать актуальность возникающих задач.