Центр НЛП в Образовании под руководством А. А. Плигина
Ведущий законодатель стандартов НЛП

Техника работы с прокрастинацией «Точка актуальности цели»

18.09.2016 «Хочу разобраться, почему я ничего не делаю, чтобы достигнуть цели?» или «Надо что-то сделать, чтобы я уже начал делать» — наверное, одни из самых распространенных запросов. Они касаются тех ситуаций, когда клиент ставит перед собой цель, но не делает ничего для ее достижения или начинает и бросает. В результате он попадает в ситуацию, когда оценивает стоящую перед ним задачу как важную, и в то же время не продвигается к ней. Такая «пробуксовка» называется прокрастинацией. Примеры запросов:
  • «Уже второй год не начну учить английский. Надо что-то с этим делать».
  • «Мне нужно составить план действий, чтобы уйти с работы, перейти на фри-ланс и "продержаться", пока не появится стабильный доход». При этом на момент обращения к консультанту клиент не сделал даже самых простых шагов — сам не написал ни одной строчки из этого плана.
  • «Хочу найти идеи для книги». При этом за два года клиент не продвинулся и не написал ни одной главы.
  • «Нужно что-то сделать со мной, чтобы я уже начал писать статью». На вопрос консультанта, почему он сам этого не делал, клиент отвечает: «Мне не хватает какого-то ресурса, но я не понимаю какого».
  • «Хочу прописать план достижения чего-нибудь, потому что я не продвигаюсь к этой цели».
Если консультант начинает разбираться в причинах, то часто клиент выходит на внутренние препятствия, которые «мешают его движению» и с которыми он «хотел бы разобраться». При этом клиент может называть совершенно конкретные вещи: «отсутствие энергии», «неуверенность в себе». Чаще всего клиенты говорят о страхе чего-то или барьерах, которые «сидят» в нем, но которые понять он пока не смог. Один мой клиент как-то сказал: «Там что-то есть, но я не могу понять, что именно». Если консультант подойдет к исследованию причин поверхностно и перейдет сразу к поиску решений и ресурсов, то цели на сессию он, возможно, и достигнет, но клиент все равно останется на том же самом месте, т.к. причина ситуации будет не решена. Консультант просто пойдет не по тому маршруту.

Причина «прокрастинации»

Распространенная причина прокрастинации — низкая значимость цели. Цель не привлекает клиента настолько, чтобы он начал что-то делать для ее достижения.

Основная задача консультанта в работе с прокрастинацией

Главный шаг консультанта в таких запросах — проверить уровень актуальности цели для клиента.

Значение проверки уровня актуальности цели в консультационной практике

В случае проведенной проверки, консультант с самого начала пойдет в работе с клиентом в нужном направлении, и клиент примет осознанное решение, как ему относиться к поставленной цели и как строить дальнейшую работу.

Основной инструмент в работе с прокрастинацией

Я предлагаю свой инструмент в работе с ситуацией «пробуксовок» — технику «Проверка уровня значимости цели». Шаги техники Шаг 1. Попросите клиента сформулировать, что значит для него значимость цели на 10 баллов: «Скажи, пожалуйста, что такое для тебя значимость цели на 10 баллов по шкале от 1 до 10?» Благодаря ответу на этот вопрос клиент сформирует внутренний критерий в своем опыте. Этот критерий поможет найти ответы на следующие вопросы консультанта. Эдуард Нелепко Шаг 2. Консультант просит клиента сформулировать уровень «достижения»: «Скажи, пожалуйста, скольким баллам по 10-ти балльной шкале значимости должна соответствовать цель, чтобы она оказалась достигнута тобой в любом случае? Ну, конечно, исключая ситуации форс-мажора». nelepko2 Шаг 3. Консультант просит клиента сформулировать уровень «движения»: «Скажи, пожалуйста, скольким баллам по 10-ти балльной шкале значимости должна соответствовать цель, чтобы ты начал шаги к ее достижению». Шаг 4. Консультант просит клиента определить, скольким баллам по 10-ти балльной шкале соответствует значимость заявленной им цели: «Скажи, пожалуйста, скольким баллам по 10-ти балльной шкале значимости соответствует твоя цель?» Дальше возможны два варианта развития событий: 1 вариант: уровень значимости цели клиента выше уровня движения или уровня достижения. В этом случае консультант использует весь арсенал своих методов. Получается, что значение цели высоко, но по каким-то причинам клиент все равно не сдвигается. Например, такой причиной может быть страх неудачи. nelepko4 2 вариант: уровень значимости цели ниже уровня движения. Тогда консультант переходит на шаг №5. nelepko5 Шаг 5. Консультант задает вопрос клиенту: «Как ты видишь нашу дальнейшую работу?» Возможны 3 варианта развития событий: 1 вариант: принять осознанное решение, отказаться от достижения этой цели и выбрать любую другую. 2 вариант: принять волевое решение и продолжать двигаться на том уровне энергии, который у тебя есть. 3 вариант: повысить уровень привлекательности своей цели, чтобы появилась энергия, нужная для ее достижения. Если клиент выбирает 1 вариант, то они переходят к экологической проверке. Экологическая проверка 1. Консультант спрашивает клиента: «Представь себя, пожалуйста, 31 декабря того года, в котором запланировано достижение этой цели. Ты подводишь итоги за год и понимаешь, что эта цель осталась не достигнутой. Что ты ощущаешь при этом?» Если такая ситуация воспринимается клиентом спокойно, то консультация закрывается. Если у клиента возникает дискомфорт, то консультант задает ему следующий вопрос: «Скажи, пожалуйста, изменилась ли значимость твоей цели? Если да, то скольким баллам она соответствует теперь?» Если уровень изменился, но цель все равно ниже уровня движения, то консультант снова возвращается к вопросам шага 5. Если клиент утверждает, что актуальность цели стала выше порога движения, то консультант делает вторую экологическую проверку. Экологическая проверка 2. Консультант задает следующий вопрос: «Представь себя в любой точке времени между сегодняшним днем и датой достижения цели. Определи, насколько у тебя достаточно энергии для движения к ней? Какие шаги ты делаешь по направлению к цели? Хватает ли у тебя ресурсов, что бы достигнуть ее?» Если клиент отвечает отрицательно, но при этом значимость его цели не изменилась, то консультант говорит клиенту следующее: «В этой ситуации у тебя три выбора. Первый: принять осознанное решение и отказаться от цели, поскольку ее уровень значимости не достаточен для того, чтобы ты начал ее реализовывать. Второй выбор: принять волевое и осознанное решение, что ты будешь двигаться к цели несмотря ни на что. И третий вариант: повысить значимость этой цели, до уровня движения или достижения. Итак, каким будет твое решение?» Если клиент выбирает третий вариант, то консультант использует стандартный набор методик, которые есть у него в распоряжении («Интеграция логических уровней», «S.C.O.R.E. на линии времени» и т.д.).

Что важно учитывать консультанту

За отсутствующий результат никто не платит. Если клиент выберет первый или второй вариант развития событий, то вряд ли он оплатит консультацию. К этому нужно быть готовым. Как один из вариантов развития событий — предложить клиенту исследовать или найти другие цели, которые помогут ему достичь более значимого результата. Как я уже говорил выше, часто клиенты придумывают себе страхи и далекие от реальности причины. У меня есть клиентка, которая за полгода ни на шаг не продвинулась к цели по созданию собственного бизнеса. Она рефлексировала по этому поводу, и, когда я ее спросил, что собственно происходит, она ответила: «Мне мешает страх». Я спрашиваю: «Страх чего?» Она говорит: «Страх забеременеть». Я говорю: «А как вообще это связано с бизнесом?» Она отвечает: «Ну как? Я начну бизнес. Стану успешной. Найду достойного парня. Выйду за него замуж. Забеременею. А я к этому не готова». Вот такие картины рисуют в голове прокрастинирующие люди, особенно рефлексивного типа))) При этом реальный страх и низкая актуальность цели — это не взаимоисключающие понятия. Страхи — отдельная история. Эта техника исследует только значимость цели. Иногда я задаю клиентам вопрос для того, чтобы отделить влияние страхов, когда они начинают настаивать, что именно в них основная причина: «Скажи, пожалуйста, если бы страха, о котором ты говоришь, не было, означало бы это, что ты достигал бы своей цели?»

Фокусироваться на клиенте, а не его ответах

Ради чего большего? Ответ клиента на такой вопрос, принятый консультантом «за чистую монету», без калибровки и оценки логичности не даст абсолютно ничего. Каждый человек понимает связь цели из запроса с целями более высокого уровня, но:
  • Такая связь может быть очень слабой. Например, для того, чтобы выучить английский, нужно читать книги на английском. На первый взгляд, меньшая цель связана с большей. Но эта связь слабая. Разные варианты изучения английского приведут к тому же самому результату: просмотр фильмов с субтитрами, чтение комиксов, общение в соцсетях с носителями языка и т.д. А раз связь с целью более высокого уровня низкая, то и актуальность цели из запроса становится ниже.
  • Значимость большей цели недостаточно высока. Например, клиент не может начать бегать по утрам. Для него эта цель напрямую связана с целью более высокого уровня — здоровьем. Но тема поддержания здоровья сама по себе может оказаться для него неактуальной. Поэтому и бег по утрам для него не важен.
Начинающие консультанты и коучи считают: если ты спросил человека о связи его цели с чем-то большим, и он ответил на этот вопрос, то эта связь однозначно присутствует, и этого вполне достаточно. Нужно помнить, что сознательный разум простроит любые связи с более высокими смыслами: «Человек во всем ищет смысл». И это вовсе не означает, что такие связи имеют реальную значимость.

Проверка значимости в консультационной практике

Для меня любая консультация, которая касается прокрастинации, начинается с прояснения значимости цели. Такая проверка помогает и в работе с собой. В случае регулярной практики, она встраивается и становится личным инструментом работы с целями. В результате развивается система внутреннего шкалирования. Благодаря ей можно быстрооценивать актуальность возникающих задач.
  1. Главная
  2. Направления

Без согласия на обработку данных мы не можем принять заявку на участие Закрыть

Введите данные
для записи на тренинг

Изменить настройки

Введите данные
для оплаты тренинга

Изменить настройки

Заказать обратный звонок

Карта сайта