Недавно встретил своего дядю. Человек в возрасте, бывший летчик, полковник авиации, летал на тяжелых бомбардировщиках, до сих пор крайне деятельный, старается передать следующим поколениям свои и не только свои знания. К примеру, лет десять назад, он меня приятно удивил, раздав всем родственникам копии развесистого генеалогического древа на четырех A 4 листах.
Как-то мы разговорились с дядей. То, да се, и как всегда быстро съехали к жизненным смыслам. Он жаловался на подрастающее поколение и приводил в пример свои молодые годы, как летал сутками, как совершал вынужденные посадки, как один, в чине капитана, оставался командовать всей стратегической авиацией.
-А что хорошего эти дела Вам приносили? Почему Вы так поступали? Что хорошего Вам это давало в эмоциональном плане? Что Вы чувствовали, когда это делали?
Разговор после этого принял немного другой поворот, но об этом чуть позже.
Уверен, что просто талантливые люди выходят из моды. В моде те, кто может быстро в себе развить любой новый талант. У таких и возможностей появляется больше, и жизнь становится интересней. Поэтому я решил сделать тренинг, цель которого – научиться быстро и самостоятельно овладевать любыми понравившимися навыками. Готовясь к своему новому проекту, я поехал к друзьям в славный город Курган. Для такого тренинга мне нужно было найти, как пример, интересное занятие, с которым большинство людей не знакомо.
Ко мне зашел приятель заядлый охотник, и рассказал, что купил карабин и не знает, где его пристрелять. Разговорились про охоту и стрельбу, я живо представил себе все картины и так загорелся, что уже не мог не думать о стрельбе. Думал, думал - и пришло! Появилась идея, как можно пострелять вслепую – на звук. К примеру, можно приклеить скотчем в центр мишени радио, и стрелять по нему, используя только слух. Всё! Идея конкретно засела в моем сознании, и пока я не нашел где и как её реализовать, – не успокоился. Хотя успокоением это тоже трудно назвать точнее будет – удовлетворился. Надо же, как все к одному складывается! Стрельба вслепую – навык, который очень мне подойдет, как пример интересного процесса, с которым никто, кроме спецназовцев из Альфы не занимался. То, что нужно для тренинга! Итак, договорившись с друзьями, – стрелками, я двинулся в Курган. Добрались до тира и мне вручили боевой пистолет, который я держал в руках первый раз в жизни. Инструктор стал меня учить, как стоять, как держать оружие, как целиться. Я начал пробовать. Время на обучение было немного. Моя задача – в разы быстрее научиться тому, чему традиционно учатся годы, поэтому кроме общих знаний по стрельбе, мне для создания своей модели крайне необходимы творческие находки каждого из обучающих меня мастеров. Заранее подготовившись к ускоренному моделированию, я начал задавать им придуманный мною вопрос: «В чем кайф в процессе стрельбы, до того момента как попал в цель?» Тут и посыпались нужные образные сравнения. Сначала один инструктор поделился тем, что пистолет в руке нужно держать как живую мышь. Так чтобы она не вырвалась, и так чтобы ее не задушить. В процессе выстрела – кайф в том, что все тело замерло, лишь плавно движется указательный палец. Другой мастер открыл свою стратегию: нацелившись, он запоминает пять разных ощущений в теле и, чтобы попасть в то же место, повторяет их при следующих выстрелах. Я попробовал держать пистолет как мышь и, правда, – сразу поменялось отношение к стрельбе. Вместо непонимания и тревоги появились интерес и приятные ощущения в теле. Я начал стрелять по поющим игрушкам и стал попадать в них. А когда инструктор вышел на десять минут я зарядил сразу пять патронов, собрал все знания, расслабился и дал серию по детскому пианино – высадил клавиши и вырубил его. После меня другие новички пробовали пострелять с тех же десяти метров. Их результат оказался чуть скромнее, не смотря на открытые глаза. Стрелки народ крайне спокойный, но когда мы прощались с инструктором, тот прямо сказал, что ему было очень интересно пострелять таким образом, с такими ощущениями и с таким внутренним восприятием кайфа. Для него самого выявленные ресурсы оказались открытием. Ведь он Мастер, он не думал и не анализировал – просто научился классно стрелять, и всё. Но есть у меня подозрение, что в следующие дни его можно было застать в тире, стреляющим с закрытыми глазами.
Где ты, золотая рыбка!?
Каков мой вывод? Если есть мастерский навык, то его основой обязательно должен быть кайф. Если хирурги стоят по 15 часов в операционной, то что-то сильно приятное обязательно должно их притягивать именно в процессе операций. Многие из них, конечно, потом жалуются в мемуарах, что умирали от усталости, не пили и недоедали. Но есть гипотеза, что запрети им в молодости оперировать, то они своим скальпелем тебя же и зарезали бы с тоски.
Если с доверием раскопать структуру этого кайфа, то обучение, во-первых, будет иметь смысл, во-вторых будет протекать быстрее и интереснее. И потом результат назовут чудом. Мой дядя, когда я его попросил рассказать о вынужденных посадках, сразу понизил голос, и я почувствовал в его словах интерес. Я ждал этот интерес. Я слушал о том, как он управлял, но было понятно, что он делал это без интереса. Но, с другой стороны, стать успешным он смог, а значит, где-то у него был свой кайф. Своя золотая рыбка. Всем страшно, а ему страшно интересно. Всем тоскливо, а он по ночам не спит, моделирует и изобретает… Я ни в коем случае не берусь судить старшее поколение. В старом мировоззрении просто не было принято искать удовольствие в жизни, в работе, везде. В СССР даже секса не было, скорее было принято говорить о героизме и напряжении, с которым давались победы. Но времена меняются, и мы можем говорить об удовольствии в любом процессе без чувства стыда или вины. Поэтому, если хотите кайфовать от какой либо деятельности, то Вы можете с чистой совестью именно кайф в ней и искать!
П. с. Благодарю всех, кто мне помогал: учителей по моделированию, друзей, инструкторов по стрельбе и, конечно же, дядю!