НЛП-консультант, психолог, психотерапевт, коуч — все это современные профессии, требующие достаточной квалифицированной подготовки.
В мире гигантских потоков информации среди всех специалистов имеет место довольно жесткая конкуренция. Кто побеждает в ней? Кто получает высокие гонорары, имеет возможность блестяще достигать долгожданных целей? Те, кто имеет яркую, развитую, тренированную память. Те, кто способен быть в курсе важнейших веяний в своей области, быстро пропускать через себя мегабайты информации, сохранять и воспроизводить самые эффективные стратегии. Сотни тысяч книг изданы в каждой профессиональной области. Может ли человек перечитывать столь значительное количество литературы, запоминая и применяя все необходимое? Каждый ли способен эффективно читать книги, грамотно работать с текстами и все более улучшать свою профессиональную память?
Многие люди сегодня мечтают совершить карьерный прорыв. Изучая НЛП, мы понимаем, что любой успех имеет структуру, и в нем всегда есть ключевые факторы. Зерна, из которых появляются ростки побед, легко найти в памяти человека.
Для человека, увлеченного НЛП, память может стать предметом особого внимания. Дело в том, что опыт запоминается. НЛП изучает структуру субъективного опыта. Значит, наша память пишет, накапливает, хранит и использует этот опыт. Если существует магия НЛП, то наша память — это волшебная фея, в личности которой сочетаются несколько противоречивых ролей.
Первая роль — швейцар, открывающий двери. В магии все необычно. Чему открывать двери? Информации! Образам, звукам, чувствам! Этим волшебным элементам структуры опыта. Иногда швейцар так ленив, что открыть двери для него, впустить кого-то, не всегда просто. К тому же не всех швейцар вообще готов пропускать. Иногда он жалеет о том, что впустил не тех. Иногда тревожится о тех, кого не впустил.
Вторая роль — охранник. Интересно, как охраняется швейцарский банк? Там ведь много слитков золота, немало упаковок американских долларов. В современном мире охрана может быть разная: от дешевого амбарного замка на старой деревянной двери до сверхсекретной автоматизированной технической системы. Постепенно начните думать о том, как вы охраняете собственные знания в своем мозге? Ваши охранные системы соответствуют техническому прогрессу? Часто ли обворовывается ваш банк знаний? Охрана может быть довольно совершенна — настолько, что банковский счет не только надежно сохранен, но и стабильно растут проценты; на них даже можно жить. А ваша память увеличивает ваши доходы? Насколько ваши интеллектуальные ресурсы надежно охраняемы и приумножаемы? Слаженная системная работа швейцара и охранника позволяет оптимально управлять процессами усвоения и хранения стратегий, быть успешным благодаря памяти.
Третья роль — кассир, выдающий деньги. В конечном итоге нам нужны результаты. Для чего мы запоминаем? Чтобы воспроизвести, использовать стратегии. Чтобы получить что-то, а лучше — ясный, четкий, сенсорный и ценный результат. Память сохраняет знания для воспроизведения. Кассир хорошо разбирается в купюрах (стратегиях), знает, кому, сколько строит выдать (осведомленность о целях). Когда кассиру нечего выдавать? Когда охранник плохо поработал, заснул ночью, и денежек не стало! Либо швейцар не вышел на работу (а у него были ключи!), и приезжала инкассаторская машина — деньги не завезли в банк. Кассир должен быть крайне компетентен в гигантской денежной массе. Но уверяю вас, его роль была бы ничтожной, если бы охранник не обеспечил сохранность денег в кассе. Так наша память в части сохранения знаний всегда крайне уязвима. Нам часто приходиться прилагать для этого значительные усилия. Кто-то сутками сидит за книгами. Но и это во многих ситуациях не работает, так как у сохранения знаний есть свой враг — забывание. Существуют также другие точки проблем памяти, среди которых непонимание, плохое осмысление, низкий процент запоминания.
Память по крупицам собирает стратегии, складывает их в сознании, как золотые слитки в швейцарском банке. Мы понимаем, что мир полон интересного, важного, но мозг не хочет это сохранять, воспроизводить. Нередко то, что сохранено, не используется нами. Сотни гигабайтов информации мы загружаем в свой мозг, и она там хранится как ненужный бессмысленный балласт. Как загружать свой мозг так, чтобы понимать, зачем нам эта информация? Как знать, что мы применим эти идеи? Как быть целостным человеком, связывая идеи и дела системно, грамотно, бережливо?
Первым этапом тренировки памяти мы считаем становление и стабилизацию специфической системы убеждений. Если в НЛП есть «пресуппозиции НЛП», то применительно к памяти можно выделить «пресуппозиции памяти» или ее законы. Они хорошо описаны в психологической литературе. Я иллюстрирую некоторые из них на примере системы личных убеждений, которые необходимо инсталлировать для успешного развития памяти.
Очень часто человек разочаровывается в своей памяти. Людям кажется, что хорошая, тренированная память — это роскошь, привилегия интеллектуалов. Более того, кто-то считает, что тренировка памяти — это трудная, тяжелая задача. НЛП помогает развеять эти негативные убеждения о памяти. В статье Андрея Плигина «Усиление мотивации к изучению английского языка» есть отличная стратегия, которая помогает «залить бензин» в ваш суперскоростной автомобиль, устремленный к мечтам и целям.
1. Осознайте свой тип мотивации (позитивный/негативный) к развитию памяти. Если вам память нужна, когда уже все плохо, и в вашей профессиональной области у вас застой, это один вариант. Вы стремительно хватаете книги и сутки напролет изучаете литературу, бессистемно запоминаете. Возможно, такая мотивация принесет результаты. Попробуйте изменить свою стратегию и внесите тренировку памяти в свой ежедневный план. Поставьте значимые цели, связанные с памятью. Получите первые результаты. Выберите контексты, где осознанное использование памяти, ее развитие будет приносить вам ценные плоды.
2. Соедините развитие памяти с позитивными эмоциями. Напишите ваш список удовольствий (10 – 15 позиций). Найдите способ переноса эмоций от ваших удовольствий к развитию памяти. Например, если вы любите пить зеленый чай на свежем воздухе на даче, делайте это, одновременно запоминая тексты. Либо развивайте память там, где вы любите спокойно послушать музыку, внутренне расслабиться (например, в любимом кафе).
3. Преодолейте ключевое убеждение, связанное с недостатком мотивации, и усильте ценность развития памяти. Например, у вас есть убеждение: «Я не могу тренировать память, так как на это требуется много времени». Критерий, препятствующий активности, — время. Ваша задача — найти дело, в котором этот критерий преодолен. Стоит ответить себе в этом случае на вопрос: «А на что у меня всегда есть время?» Ответ может быть таким: «На поход в кино». Подумайте, какие ценности включены в этот процесс (поход в кино), гарантируя ему мотивацию. Теперь ответ может быть таким: «Отдых, интерес, расслабление, досуг». Свяжите эти ценности с развитием памяти. Как можно тренировать память, отдыхая, с интересом? К примеру, вы можете организовать клуб интеллектуалов, где в приятной компании совмещать приятное с полезным.
4. Осознайте, с какими ценностями связано развитие памяти, и усильте его значимость. Напишите список ваших ценностей, составьте иерархию ценностей. Какие ценности связаны с развитием памяти? Как развитие памяти можно связать с ценностями, расположенными на верхушке вашей ценностной иерархии? Какие еще ценности и ценностные критерии связаны с развитием памяти? Усильте значимость развития памяти через связи с вашими ценностями. Приведите конкретные примеры.
5. Поиск «богатого контекста». Напишите 10 самых важных целей; подумайте, как ваша память может помочь в одновременном достижении всех этих целей.
Фея должна проснуться и научиться перемещаться во все 3 приведенные мной роли. Это настолько важно, насколько важны 3 позиции восприятия в НЛП. Использование воспроизведения информации из памяти — крайне важный элемент стратегий человека. К сожалению, ресурсы памяти средним человеком используются только на 2 – 3 процента. Нередко люди просто не верят, что их способности памяти имеют значительный потенциал. В данном вопросе необходимо изменение убеждений. Мы предлагаем технику, в которой идет работа с частями личности.
Данная технология может быть применена несколько раз, до или после использования стратегий, которые мы предлагаем далее. Она центрирует общую линию тренировки памяти, позволяет каждому человеку наполнить себя ресурсами, необходимыми для настойчивых тренировок памяти.
Содержание текста
|
Метафоры
|
Отличие содержания и формы.
|
Если взять сосуд с водой, то наполнение сосуда водой — это содержание. Сам сосуд — форма.
|
Поиск понятий (ценности).
|
Ищем грибы в лесу.
|
Поиск мыслей (убеждений в НЛП).
|
Ищем направления, тропинки, где растут грибы. Создаем, рисуем карту того маршрута, на котором можно найти грибы.
|
Основные убеждения.
|
Ищем белые грибы: они считаются лучшими. Есть русская поговорка: «Белый гриб — всем грибам полковник». Белые грибы очень вкусны и являются наилучшими стимуляторами пищеварения.
|
Второстепенные убеждения.
|
Осиновик, березовик, масленок — тоже хорошие грибы, но они не так популярны у грибников.
|