Центр НЛП в Образовании под руководством А. А. Плигина
Ведущий законодатель стандартов НЛП

«Смехотерапия (пособие по созданию терапевтического анекдота)».

21.11.2013

«У подавляющего большинства людей интеллект представляет громоздкую, подозрительную, скрипучую машину, завести которую — одна волокита: они называют это «серьезно относиться к делу», когда намереваются поработать и хорошенько подумать этой машиной — о, сколь тягостно должно быть им это шевеление мозгами! Славная бестия, человек, теряет, по–видимому, хорошее настроение всякий раз, когда хорошо думает: он делается «серьезным»! И «где смех и веселье, там мысли нет дела» — так звучит предрассудок этой серьезной бестии против всякой «веселой науки». — Ну что ж! Покажем, что это предрассудок!» Ф.Ницше

Прочно укоренившись в серьезном психотерапевтическом понимании реальности, действительно начинаешь считать замену слова «проблема» словом «задачка» достаточным рефреймингом к самому факту присутствия проблемы, иногда, возможно, совершенно игнорируя мысль о том, что само существование врачей предполагает наличие болезней.

  •  В желчном пузыре у вас камни, в моче — песок, в легких — известь...
  • Доктор, скажите, где у меня глина, и я начну строиться!
 
И устремив весь свой невообразимо огромный арсенал методов и техник психотерапии на то, чтобы человек сначала нашел проблему, сформулировал ее и затем решил, стремишься попутно, как это ни парадоксально, убедить его в том, что в мире существует абсолютное психическое здоровье.
Из лекции по психиатрии: «Если человек считает себя психически здоровым, то это уже должно настораживать».

Слава Богу, что существуют здоровые люди-психотерапевты, здоровые люди без вмешательства психотерапевтов и, что особенно странно, здоровые люди после работы нездоровых психотерапевтов.

Психиатр спрашивает у пациента: - Не бывало ли с Вами так, что Вы слышите голос и не знаете, кто говорит и откуда? - Очень часто, доктор. - О, это очень серьезно, и когда это с Вами бывает? - Когда говорю по телефону.

И радостно, что конструктивность некоторых направлений проблемно ориентированного мышления позволяет не только эффективно создавать, но и решать уже созданные проблемы. Успешная концепция «решения проблем», обрекающая на успех своих приверженцев, торжествует победу человеческого разума над самим же разумом. Создав и размножив в головах преданных терапевтов и клиентов многочисленные эросы, суперэги, части, детей, родителей, взрослых, позиции восприятия, метасостояния и установки, мы с удовлетворением понимаем, что теперь мы лучше, чем сам человек, — и разбираемся в том, что происходит у него в голове. Разумеется, ведь именно мы все это в нем и создали.

Из реальной практики общения с клиенткой, замученной психотерапиями. НЛП-консультант: «Знаете, что сейчас с Вами происходит?» Клиентка: «Знаю, это мое Суперэго, вырвавшись из подсознания, спорит с моим Эго».
  Тот же текст клиентки на языке НЛП мог звучать примерно так: «это я высказываю свои ограничивающие убеждения, приобретенные в результате импринтного опыта, уже не актуальные для меня теперь и поддерживаемые только вторичной выгодой поморочить голову еще одному ненавистному психотерапевту».
С каким рвением и радостью мы, человеческие существа, создаем модели и конструкции в своем воспаленном мозгу, стремясь хоть с какой-то степенью достоверности описать этот реально существующий вокруг нас мир и понять самих себя.

У психиатра на приеме: - Когда у Вас появилась мысль, что Вы — собака. - Когда я был еще щенком.

Уж если человеческая природа такова, что здоровый половозрелый (и не очень зрелый) индивид склонен морочить себе голову созданием достоверной карты реальности, то выбрать себе в сопровождающие специалиста по созданию таких карт, которые приводят владельца к желанным результатам: деньгам, успеху, созданию семьи, здоровью, творческим достижениям — вполне оправданно. Однажды некоторым, особенно талантливым картографам, удается понять, что совершенной, точной и завершенной карты реальности не построить, потому что наше восприятие реальности меняется быстрее, чем картирование местности в памяти. Не успеешь нарисовать реку, а русло уже уменьшилось, обозначаешь на карте холм, а его размыло дождями. Детство, юность, зрелость, старость. Все клетки крови обновляются каждые три-четыре года. Мы даже познакомиться с собой не успеваем, как они уже изменились. Один момент — и ты уже не тот, что был раньше. Каждое утро, возвращаясь в свою оболочку из сновидений, стоит сказать своему отражению в зеркале: «Привет, незнакомец (незнакомка)**». И начать заново вычерчивать топографические знаки на своей мысленной карте вселенной.

«Когда деревья были большими» — это не просто метафора. Реальность выглядит сильно по-другому, если смотреть и пользоваться ею с высоты, например, семидесяти сантиметров, как ребенок. Потом, по мере взросления, взирать на нее с метра, метра тридцати и т.д. Чтобы избежать такого искажения реальности, в одном племени детей ставили на высокие палки-ходули, которые укорачивали постепенно, пока ребенок набирал рост.

Что же делать? Как не сойти с ума и сохранить здоровое восприятие себя, окружающих и мира, если мозг не приспособлен столь быстро адаптироваться к изменениям? Как понять, здоров ты или уже запутался в нагромождении моделей, конструкций, событий и смыслов? Вряд ли кто-то точно знает определенный ответ на этот серьезный вопрос: «Что есть психическое здоровье?». Оценка может проходить по совокупности факторов. И один из важнейших критериев — наличие чувства юмора. А если еще точнее — умение смеяться над собой.

Анкета «Умею ли я смеяться над собой?»
  1. Когда последний раз я смеялся над собой?
  2. Над чем именно?
  3. Над каким событием в своей жизни я мог бы уже посмеяться, но еще этого не делал?
  4. Над каким своим качеством я хотел бы посмеяться?
  5. Над чем в себе я никогда и ни за что не стал бы смеяться?
2. Смеяться над собой (базовые пресуппозиции)
    • Над другими имеет право смеяться тот, кто смеется над собой.
    • Если в тебе есть что-то, что тебя не устраивает, посмейся над этим первый (хотя другие уже давно над тобой смеются).
    • Хорошо смеется тот, кто умеет смеяться над собой.
    • Смех без причины — повод посмеяться.
    • Шутка и анекдот все перетрут.
    • Не знаешь, что сказать, — пошути; не знаешь, чем заняться, — посмейся.
    • Делу — потеха, потехе — время, время — сейчас.
    • Ты самое смешное, что у тебя есть.
    • Ежик шел по лесу, забыл, как смеяться, и умер.
    • Хочешь насмешить — расскажи о себе.
    • Самые смешные юмористы ведут рассказ от первого лица.
    • Если встал утром и пошутил, значит, жив.
    • Я смеюсь, значит, я существую.

    • Шучу над собой, значит, здоров.

  3. Как создавать анекдоты
3.1. Научные основы анекдота

Природу, происхождение и структуру юмора изучают очень серьезные люди: доктора, профессора и даже академики. Пишут многотомные исследования, монографии, труды. Раскладывают шутку на составляющие и подвергают анализу. Получается не смешно. А кто сказал, что должно быть смешно? Научный метод познания лучше всего отражают высказывания физиков. Когда одного из них спросили, чем он там занимается в своей лаборатории синхрофазотрона, то он ответил: «Берем вещество и стреляем в него из синхрофазотронной пушки — оно разлетается на мелкие части, и по тем кускам, которые от него остаются, мы пытаемся понять, а что же там было». Такой метод научного познания хорош применительно к неживым объектам. С живыми так поступить мы не сможем не только по морально-этическим соображениям, но и потому, что мы всё равно так ничего и не узнаем.

Эпоха научного социалистического атеизма. Одного великого хирурга спросили на светском рауте в присутствии представителя высшего духовенства: - Скажите, вот Вы — хирург, удавалось ли вам во время операций обнаружить душу? - Нет. Только вот ум, честь и совесть я там тоже не находил.
В своем замечательном провокативно названном произведении «Групповая динамика шизофрении» Грегори Бэйтсон описывает «мир коммуникации» и как он радикально отличается от мира физики. Он определял «мир физики» как изначально вовлеченный в причинно-следственные процессы Ньютоновской динамики. В этом мире действия и предметы получают энергию от других действий и предметов. В этом мире бильярдные шары двигаются всецело и исключительно в соответствии с физикой импульса и тяготения. Вы ударяете шар вашим кием, и шар двигается в соответствии с энергией, полученной от этого удара.

Но абсолютно другая «динамика» имеет место в мире коммуникации. Когда мы пинаем собаку, движение собаки в ответ на наш пинок только частично напоминает «Ньютоновскую траекторию». Чтобы предсказать траекторию собаки, интенсивность ее реакции и т.д., нужно учитывать не только сумму приложенных сил, но также собственный метаболизм собаки, внутреннюю энергетическую систему, историю обучения животного, ее отношение к человеку, который ее пнул, и т.д.

Вероятно, изучение живого более продуктивно может происходить только в живой ситуации живого события, в реальном времени, зачастую с согласия всего живого и желательно при нашем непосредственном участии как познающих. Мы обучаемся быстрее всего реальностью и обучаем эффективнее всего своей жизнью. Мы сами, возможно, и есть единственная зона нашего контроля и единственная реальность, данная нам в ощущениях.

Возможно, именно поэтому, обозначив такое различие между областями физики и коммуникации, Бэйтсон (1972) затем написал: «Это, я думаю, и есть магия. Область феноменов, которыми мы интересуемся (психологические, ментальные, коммуникативные и т.д.), всегда характеризовалась тем, что «идеи» могут влиять на события».

 

Продолжение следует…

  1. Главная
  2. Направления

Без согласия на обработку данных мы не можем принять заявку на участие Закрыть

Введите данные
для записи на тренинг

Изменить настройки

Введите данные
для оплаты тренинга

Изменить настройки

Заказать обратный звонок

Карта сайта