Центр НЛП в Образовании под руководством А. А. Плигина
Ведущий законодатель стандартов НЛП

Провокативные аспекты коммуникации

21.11.2013
В данной статье я предлагаю рассмотреть  провокацию как некий универсальный механизм вовлечения субъекта в определенное, в том числе и явно для него нежелаемое содержание. Провокативный механизм является разновидностью общего явления обусловливания с теми лишь особенностями, что, в отличие от простой условно-рефлекторной реакции, человек реагирует как целостный субъект коммуникации. То есть провокация, или аутопровокация, содержит вызов для субъекта. В этом проявляется как отличие, так и сходство провокации от «метода провокации» Ф. Фарелли.  Важно понимать, как мы сами себя провоцируем на то или иное поведение, общение и состояние в целом. Тогда, возможно, это больше прольёт свет на природу не только нашей конгруэнтности, но и коммуникации. 

Для обозначения неадекватных определенной ситуации, но устойчивых и характерных для субъекта (то есть систематически предпочитаемых им) эмоциональных и поведенческих стереотипов я использую в качестве рабочих терминов такие оценочные слова, как «глупость» и «идиотизм». Мои попытки заменить их на более благозвучные и менее оценочно нагруженные категории без существенной потери аналогового содержания  не увенчались успехом.  Поэтому обращаю внимание читателей, что в тексте данной статьи эти слова не являются обвинительными, а всего лишь привносят соответствующий смысловой оттенок в характеристику категории «конгруэтность».

В НЛП есть предположение, что наше благополучие личности определяется особенностями аутокоммуникации. То есть  то, как мы «в ладах сами с собой», напрямую связано с характером нашего внутреннего диалога. А наш внутренний диалог — это и есть аутокоммуникация!  Энтони Роббинс в своей знаменитой работе «Беспредельная власть» так прямо об этом и пишет. 

Но чем же аутокоммуникация в принципе отличается от коммуникации, от диалогового общения с собеседником? Оказывается, что не существует принципиального отличия.  Вступая в контакт с другим человеком, мы фактически всё равно общаемся сами с собой.  Собеседник представляет собой некий аутоперсонифицированный образ, то есть образ самого себя. Мы как бы проецируем собственное знание о собеседнике на него самого. В нашем восприятии собеседника — проекция  знания о себе самом. Проекция знания самого себя обнаруживается в образе собеседника.

Но наш собеседник не есть наше знание!  И тогда наше общение с собеседником есть форма аутокоммуникации, так как мы общаемся не с собеседником как с объективно данной реальностью. Мы общаемся с собственным знанием о нём! То есть то, как мы знаем (воспринимаем) нашего партнёра в момент общения с ним, определяет особенности самого этого общения. Характер знания собеседника определяет характер общения. И это знание субъективно, то есть принадлежит субъекту. И поэтому, прежде всего, характеризует его самого.

Наличие  собеседника в реальном контакте провоцирует субъекта на определённый тип реакций по отношению к нему. В соответствии с этим знанием субъект невольно провоцирует самого себя на ответные реакции и действия. Реакции и действия субъекта по отношению к собеседнику  полностью определяются особенностями этой провокации. То есть можно видеть, что все наши реакции и действия по отношению к собеседнику являются формой ответа на нашу собственную же провокацию себя самого! Получается, что в системе коммуникации ведущим процессом становится процесс аутопровокации. Именно процесс аутопровокации позволяет наладить так называемую обратную связь с партнёром.  Аутопровокация, предшествуя реальным реакциям и действиям по отношению к собеседнику и тем самым предопределяя их, как бы вместе с тем предустанавливает соответствующие фильтры для обратной связи.

Это обоюдный процесс, который актуализирует системы аутокоммуникации партнёров. И поэтому важными становятся вопросы понимания и доверия, согласования и раппорта.

В чём же всё-таки разница между ситуацией общения с реальным партнёром как видом аутокоммуникации и ситуацией общения с самим собой («один на один»)?  Эта разница обнаруживается в особенностях процесса обратной связи. В ситуации контакта с собеседником появляется внешний контур обратной связи, так как реакции собеседника практически всегда отличаются от ожидаемых субъектом. «Смысл моей коммуникации заключается в реакции моего собеседника». Тогда можно утверждать, что конструктивность и богатство коммуникации определяется сформированностью внешнего контура обратной связи, то есть чувствительностью к тем реакциям партнёра, которые находятся за пределами наших собственных ожиданий.  В силу этого представляется возможным говорить о провокативном (провокация себя и партнёра на реакции в соответствии с ожиданиями) и генеративном характере коммуникации (расширение смысла коммуникации и появление новых инсайтов и идей). Разница — в особенностях внешнего контура обратной связи. В первом случае обратная связь о реакциях собеседника необходима для подтверждения собственных  ожиданий, во втором — для обогащения коммуникативной ситуации.

Возьму на себя смелость утверждать факт известной дихотомии между двумя этими типами коммуникации: если коммуникация осуществляется по типу аутопровокации, то невозможна генеративная коммуникации, и наоборот.

В связи с этим имеет смысл говорить о двух типах провокации в коммуникативном процессе. Когда у человека коммуникация (аутокоммуникация) осуществляется без необходимой опоры на информацию обратной связи, можно говорить о фиксированной коммуникации. Фиксации — это жёсткие установки, рамки и действия без обратной связи. В основе фиксаций — страхи и ограничивающие убеждения. С позиции разума — это глупость. В этой связи, на мой взгляд,  целесообразно ввести в качестве рабочего варианта категорию идиотизма. В данном случае под идиотизмом я понимаю опору субъекта на заведомо неадекватные (неконгруэнтные) эмоциональные и поведенческие стереотипы и использование их в ответ на трудности ситуации.

Глупость заключается в отсутствии исследовательской части и повторении (во внутреннем и внешнем плане) одних и тех же форм активности, которые не приводят  к   конструктивным результатам. Фиксация — это «бытовая форма идиотизма» и, фактически, внутренняя провокация идиотизмом (аутопровокация). Посредством «негодного» внутреннего диалога человек воспроизводит ситуацию, где он зафиксирован на определённом содержании (на каких-то убеждениях и запретах — страхах), и ничего не в состоянии сделать для изменения этой явно негативной для него ситуации. Это — ситуация парадокса.

Парадокс — ситуация систематического воспроизводства собственной глупости посредством рассмотренного выше механизма аутопровокации идиотизмом. Создаётся впечатление, что люди заинтересованы в собственной глупости, в том, чтобы не искать решение  из возникающих трудностей, а в разных формах переживать собственную несостоятельность по этому поводу (идиотизм).  
Человек, общаясь из ситуации парадокса с другим человеком, способен «транслировать» собственный идиотизм. Ибо он провоцирует его на соответствующие ответные  (идиотские)  реакции (чувства, мысли и поведение).

Это есть механизм внешней провокации идиотизмом — провокации другого человека, собеседника. Получается, что человек, фиксированный на определённой проблеме, становится проблемным и для собеседника. Когда мы встречаемся с «проблемной коммуникацией», то всегда имеем возможность быть вовлечёнными в проблемное пространство нашего партнёра — «чужое проблемное пространство». Тогда говорят о напряжённой психологической  атмосфере,  не сложившихся отношениях, конфликтности. На самом же деле люди провоцируют друг друга на воспроизводство идиотского содержания и, не рефлексируя это, вовлекают друг друга и позволяют себя вовлечь в ситуацию теперь уже совместного парадокса — и возникает ситуация «парадоксальной разделяемой реальности».  Люди как бы поддерживают идиотизм друг друга в такой фиксированной коммуникации. А фиксированная коммуникация — это способ создания парадоксальной разделяемой реальности.

Внешняя провокация собственным идиотизмом есть механизм вовлечения собеседника в ситуацию парадоксальной разделяемой реальности. Такая фиксированная коммуникация есть режим совместного монолога партнёров, а не режим диалога. Собеседники не ориентированы друг на друга, не видят и не слышат друг друга в принципе. Обращения их друг к другу не несут новой информации, то есть не являются сообщениями, не обогащают и не развивают коммуникацию. Люди думают, что общаются, так как  налицо все необходимые элементы структуры коммуникации.  Но эта структура — всего общая схема: обращение – восприятие – реакция – восприятие… Где  крайняя информационная обеднённость  каждого её структурного элемента и практически полное отсутствие содержательной обратной связи. Наличествует только структурная обратная связь (сигналы включения и выхода из контакта).

Фиксированная коммуникация, в которой не происходит развитие информации и обогащение коммуникативной ситуации, достижение совместных переживаний и целей (не предполагается обмен переживаниями и идеями в силу центрированности не на собеседнике, а на собственном идиотизме) единственным эффектом может иметь парадокс и конфликт. Конфликт возникает как естественное следствие роста напряжения парадокса.

 Всё дело в том, что парадоксальная разделяемая реальность может существовать как таковая только благодаря нерефлексируемому сторонами напряжению, удерживающему изначальные противоречия как внутри собственного идиотизма каждого субъекта, так и идиотизма разделяемой реальности (как общего «продукта» такой коммуникации). Это напряжение в свою очередь возможно, поскольку есть заинтересованность каждого субъекта в подтверждении собственного идиотизма в разделяемой реальности. Есть заинтересованность и нет никакой рефлексии идиотизма! Но противоречия идиотизма существуют реально и до поры неосознанно — так сказать, на бессознательном уровне.

За существующие и не разрешаемые противоречия нужно «платить». И тогда компенсированно, за счёт других потребностей, привлекается энергия для обеспечения этой незавершённости, фиксированности — идиотизма. В ситуации парадоксальной разделяемой реальности, образованной совместной аутопровокацией субъектов в фиксированной коммуникации, обязательно (как и в каждой коммуникации) наступает момент необходимости согласования и ответственности,  как минимум, за то совместное содержание, к которому они приходят. Естественно, никто из них это не способен сделать и не собирается делать, так как смысл такой коммуникации — в создании разделяемой реальности, а не в ответственности за неё. Люди, создавая совместный парадокс, углубляя и расширяя тем самым сферу собственного идиотизма, невольно вынуждены сделать то, чего они сделать не в состоянии, — взять на себя ответственность и осознать в этом свою роль. Созданный совместный парадокс выполняет уже не только функцию подтверждения и верификации внутреннего идиотизма каждого из субъектов (разделяемая реальность), но также функцию его отражения (обратная связь).

Создаваемый совместный идиотизм в парадоксальной разделяемой реальности всегда есть «нечто большее и иное», чем только внутренний идиотизм субъекта. Ибо он содержит признаки идиотизма и его партнёра. И именно  этот аспект общего идиотизма в конечном итоге становится достоянием его осознавания (как явление действительно чужеродное). «В чужом глазу…».  Не будучи в состоянии раппорта и понимания, субъект отвергает данное содержание, проецируя его на партнёра, что и является причиной развивающегося конфликта. При этом именно конфликт наиболее полно проявляет как внутренний идиотизм каждого партнёра, так и идиотизм парадоксальной разделяемой реальности в целом.

Описываемые механизмы замыкания субъекта в рамках собственной (в том числе и «разделяемой») идиотической реальности позволяет понять связь коммуникации как процесса и конгруэнтности субъекта. Очевидно, что если человек использует аутопровокацию как основной механизм  для ориентировки в коммуникативных ситуациях, то это приводит к непониманию, возрастанию напряжения и парадоксальной   реальности. И это обязательно формирует тенденцию к конфликту. При этом важно также и то, что аутопровокация становится и условием, и свидетельством, и механизмом  порождения и поддержания неконгруэнтности личности.

То, как субъект «включается», как раз и говорит о его конгруэнтности. Если он включается посредством собственных проекций собеседника, то это трагическим образом приводит к «потере собеседника» — к «аутокоммуникации  внутри коммуникации», к потере собственных интересов и конгруэнтности в целом. И конечно же, генеративная коммуникация — основа на превалировании обратной  связи как способе развития общения и интересов собеседников в общении. Тогда конгруэнтность субъекта гарантируется дополнительной его активностью на организацию обратной связи от собеседника и соответствующее инициирование (побуждение, мотивирование) собеседника на обратную связь. Иногда говорят, что это открытый действенный интерес к партнеру. Следует сказать, что такой действенный интерес к партнёру есть смена внутренней парадигмы коммуникации: интерес к информации «о» и «от» партнёра в самом процессе общения конгруэнтно обеспечивает интересы самого субъекта! 

  1. Главная
  2. Направления

Без согласия на обработку данных мы не можем принять заявку на участие Закрыть

Введите данные
для записи на тренинг

Изменить настройки

Введите данные
для оплаты тренинга

Изменить настройки

Заказать обратный звонок

Карта сайта