Центр НЛП в Образовании под руководством А. А. Плигина
Ведущий законодатель стандартов НЛП

Системный подход к работе с убеждениями.

21.11.2013

Наверное, в НЛП-сообществе сейчас нет сомнений в том, что работа с убеждениями — одно из ключевых и интереснейших направлений в развитии НЛП. Джон Гриндер и Ричард Бэндлер лишь немного коснулись темы работы с убеждениями и ценностями.  Сами авторы не указывают, к какому логическому уровню относятся их техники работы с верованиями, рефрейминг смысла и контекста, так как предпочитают вообще не пользоваться парадигмой логических уровней и, следовательно,  не определять убеждения и верования, ценности и ценностные критерии как некий особый уровень работы. Но система описания, если она претендует на некоторую точность и целостность, должна определять те термины и понятия, которыми она оперирует.

Огромную работу в этом направлении проделал Р. Дилтс.  Его пирамида логических уровней позволила создать  иерархичную и более точную систему  описания опыта. Мы получили возможность  дифференцированно подходить к оценке ситуации и подбора методов интервенции на каждом логическом уровне.  Появляется возможность развивать  отдельные направления работ более структурировано и качественно. Р. Дилтс, например, выделят целое направление работы с убеждениями как самостоятельное. Появляются отдельные работы по работе с ценностями. Выходит большой труд под названием «МИССИЯ НЛП» и т.д.

Но всё же осталась одна вещь, на наш взгляд, достаточно странная: никто четко так и не дал определения тому, что такое убеждения, ценности, ценностные  критерии, миссия. То есть, конечно, такие определения есть, но они  разные даже у одного автора. А это создает большую путаницу как в терминологии, так и в методах работы. Может, данное утверждение покажется достаточно спорным, но возьмите любую книгу Р. Дилтса и попробуйте ответить на следующие вопросы: чем критериально убеждения отличаются от верований, ценности — от ценностных критериев, ценностные критерии — от критериев? Или, быть может, вы считаете, что можно ответить на подобные вопросы интуитивно? Но тогда получается, что можно обойтись и без метамодели: и так понятно, что стоит за теми или иными словами.   

Критериально чёткий язык — одно из базовых преимуществ НЛП перед другими системами описания. Каждое вводимое в систему понятие точно и критериально обосновывалось. А вот с убеждениями дело обстояло иначе. Даже у самого разработанного подхода  Р. Дилтса есть определенные сложности — разные определения приводят к явным неточностям в работе.  Он предложил 14 способов работы с убеждениями.  Внешне они выглядят очень красиво, но в этих способах отсутствует структура, с помощью которой он формирует эти способы работы. Трудно объяснить, почему их 14, а не 16 и не 25. В «раскрутках» не заложен принцип формирования самой структуры. И не давая точного определения понятиям, критериям и убеждениям, мы вынуждены выучить эти способы наизусть и применять их к убеждениям, которые являются «неразвивающими». С чьей точки зрения? Любимый вопрос в НЛП. Есть много определений, которые скорее относятся к области «художественного свиста», то есть не имеют критериального описания. Современные специалисты в основном занимаются тем, что пытаются рассмотреть предложенные Дилтсом паттерны в другом ракурсе, надеясь при этом получить что-то новое. Подавляющее большинство авторов  использует определения из словаря Ожегова: «Убеждение — вера во что-то», «Вера — стойкое убеждение» — или вообще не определяя, с чем они предлагают работать.

            МЫ ОЧЕНЬ ЧЕТКО И КОНКРЕТНО ОПРЕДЕЛЯЕМ, ЧТО ТАКОЕ УБЕЖДЕНИЕ.

точно и понятно описываем, что такое критерии, точно и понятно говорим, что такое верование и чем верование отличается от убеждения. Мы даем понятие убеждения, не претендуя на то, что данное определение является истиной, — оно лишь позволяет эффективно работать.

            Именно этот подход позволил создать методологию работы с убеждениями. Не перечень способов, а методологию и подход. Мы воспользовались системным подходом  и почти забытым  принципом фрактальной организации пространства НЛП. А теперь предлагаем вашему вниманию сами определения. Рассмотрим следующую систему координат:­

Системный подход к работе с убеждениями. рис. 1

Рисунок 1.

Из этого рисунка четко видны различия между убеждением, верой и случайностью (см. рис. 1).

При этом можно критериально определить каждое из этих понятий, в частности: убеждение — это подтверждаемая связь между двумя элементами опыта, которая формируется наблюдателем.
Любое убеждение состоит из трех элементов: Х, Y и наблюдатель. Наблюдатель в состоянии установить некоторую связь между элементом Х и Y. Мы можем вводить не только причинно-следственную связь, но и другие отношения, которые также формируют убеждение: включение, сравнение и пр. Мы, в отличие от Р. Дилтса, будем исходить из пресуппозиции НЛП,  что все взаимоотношения полезны и вопрос лишь в том, как они работают в той системе, в которую включен наблюдатель — так мы определяем элементарную молекулу убеждения.

Системный подход к работе с убеждениями. рис. 1

Рисунок 2.

Соответственно, наблюдатель устанавливает взаимоотношения и связи не только  между элементами Х и Y, но и может иметь отношение к элементу Х и элементу Y в рамках  своего убеждения (см. рис. 2).

Часть предлагаемого подхода, а именно наличие наблюдателя, наверное, подразумевал и Р. Дилтс, но он не вводил его как необходимый. Хотя эта необходимость этого обязательного элемента автоматически следует из теории систем.

Уже из  самой структуры видно, что убеждение устанавливает отношения и границы не только между элементами Х и Y, но и  определяет отношение каждого элемента к наблюдателю и/или наблюдателям к элементам убеждения.

Молекула убеждения никогда не будет единственной. Любое убеждение, которое мы распознаем, всегда является элементом какого-то большего убеждения. Пространство убеждений организовано фрактально. Если мы обозначим как элемент Х1  всю молекулу убеждения (включая наблюдателя), то получим элемент Y1, между которыми есть какое-то взаимоотношение и наблюдатель, который осознает, а с точки зрения теории систем и создает это отношение. Если нет фигуры наблюдателя, то нельзя говорить о взаимоотношениях элементов. Ведь только для наблюдателя есть и предшествующий элемент убеждения, и последующий. Таким образом, мы получаем очень понятные модели работы с убеждениями, в том числе легко определяем  представление о метаубеждении. 

Модель S.C.O.R.E. тоже может являться следствием такого представления. Почему возможны изменения по S.C.O.R.E.? Из-за того, что элементы взаимосвязаны. Кто определяет, как взаимосвязаны данные элементы? Можем ли мы установить другие отношения в рамках этой модели, как она будет работать? Если мы понимаем, как устроено убеждение, очень легко отвечать на подобные вопросы. Питер Врица, например, совершенно иначе организует пространство модели  S.C.O.R.E., располагая элементы и учитывая их взаимодействие.
 Можно получать потрясающие результаты, меняя организацию внимания наблюдателя на сформированное убеждение, что, собственно, и предлагается делать в модели «фокусов языка».

Когда Р. Дилтс утверждает, что  только один из элементов должен иметь критерии, это не совсем так. Можно иметь два описания одного порядка неопределенности.  Грегори Бэйтсон писал о причинно-следственных связях, которые устанавливает человек: «Пирамиды Хеопса большие, потому что их построили инопланетяне». Если мы вводим наблюдателя, то нет жесткой связи между причиной и следствием. Она существует только в голове наблюдателя. Из этого следует, в частности, один из элементов провокативной терапии, когда мы подсовываем большое количество возможных причин и говорим: «Выбирай любую!» Мы можем подсунуть абсурд, нелепость и утверждаем, что это и есть причина. Точно так же можно поступить и с последствиями.
Можно утверждать, что оба элемента обязательно содержат критерии, по которым мы и распознаем эти элементы, и предложить другие. С точки зрения нового кода, например, было бы хорошо всегда подставлять большее количество элементов, демонстрируя условность создания взаимосвязей и предлагая простроить  глубинные связи.

Или мы можем просто спросить: «В чем  человек должен быть убежден, чтобы утверждать данное убеждение?» Так мы легко получим метаубеждение и можем продолжить работу уже с ним. Мы можем работать с элементом Х и отношением к нему. Мы можем укрупнить и разукрупнить любой элемент убеждения и метаубеждения.

В качестве контекста убеждения можно использовать само убеждение. Можно использовать ценности каждого элемента. Рефрейминг — переименование элемента Х.

Конечно, многое из предлагаемого есть и у Р. Дилса, но мы говорим не о том, что что-то работает, а что-то нет, а о целостном, критериальном подходе.

Наши принципы работы с убеждениями направлены на изучение  того, как создаются взаимосвязи, на привычку человека  устанавливать постоянно и непрерывно взаимоотношения между элементами и по этому поводу переживать. Эту постоянную работу, которая происходит в мозге, мы так же можем активировать, подкинув новые взаимосвязи, на что, собственно, и направлены «фокусы языка».

Интереснее может оказаться прервать сам паттерн.

Но данная статья пока не  предусматривает описание этих подходов. Мы предложим их позднее.  

  1. Главная
  2. Направления

Без согласия на обработку данных мы не можем принять заявку на участие Закрыть

Введите данные
для записи на тренинг

Изменить настройки

Введите данные
для оплаты тренинга

Изменить настройки

Заказать обратный звонок

Карта сайта