Центр НЛП в Образовании под руководством А. А. Плигина
Ведущий законодатель стандартов НЛП

Отчет о результатах конференции «Настоящее и будущее НЛП-моделирования в России» 28 февраля 2006 г.

22.05.2020

На конференции собралось более 70-ти участников из различных регионов России и СНГ, среди которых были известные личности в НЛП. Это безусловное свидетельство того, что моделирование является одним из  приоритетных областей развития НЛП. Открыл конференцию Андрей Анатольевич Плигин с кратким экскурсом в историю моделирования.

С воодушевлением и в свойственной ему системной манере он представил интересный, собственный взгляд на развитие моделирования, затронув вклад авторов и разработчиков НЛП. Таким образом, была представлена Временная Линия моделирования и анализ подходов к моделированию Р. Дилтса, М. Холла, Д. Гриндера, Р. Бендлера, Д. Гордона. Также кратко была дана характеристика подхода к моделированию А. Плигина и А. Герасимова. 

Организаторы конференции предложили в бэйтсоновской традиции организовать полилог по поводу сделанного сообщения Андреем Плигиным, для того чтобы обменяться свежими идеями относительно новых горизонтов моделирования, понимания его сущности, развития инструментов, усилий мастеров по реализации различных проектов.


Полилог проходил в располагающей атмосфере мудрости и взаимного уважения, демонстрируя умение выслушать различные точки зрения без намерения их изменить. Одно высказывание лишь подтверждало, усиливало и дополняло предыдущее. Казалось, что все выступления участников (длившиеся не более 30 секунд каждое) были заранее запланированы и отрепетированы. Они отражали высокий профессионализм авторов и глубокую заинтересованность. (Надо сказать, что тексты практически не пришлось править, так как некоторые высказывания отражены в том виде, в котором были произнесены автором). Ниже приведен цитатник уже ставшего классическим полилога. Если свести все тезисы в единую статью, получится многомерное описание моделирования, которое учитывает многие аспекты, стороны и этапы этого процесса.

ПОЛИЛОГ

Знаменитое Бендлер-Гриндеровское противоречие между сознательным и бессознательным в моделировании озвучил на конференции Анатолий Баляев, тренер Нижегородского Центра НЛП, директор по внешним связям проекта "НЛП-Ньюс".


Он напомнил, что позиция Гриндера противоречит позиции тех людей, которые связаны с аналитическим моделированием. Возможно, развитие НЛП-моделирования идет по пути Гриндеровского пустого состояния "незнания", когда исследователь моделирует из позиции "я ничего не знаю". В силу того что, согласно аналитической доктрине, исследователь смотрит на объект сквозь некие изначально заданные жесткие фильтры (логические уровни, метамодель, трехпозиционное описание и т.д.), он видит только то, что уже знает. Соответственно, чтобы открыть новые модели, надо "не знать, куда смотреть".

«Развитие НЛП-моделирования надо вести в области общественно полезных направлений. И обязательно упаковывать это в общедоступные книжки со множеством метафор, понятных для широкого круга читателей», — считает Иголкина Инна, M.A. NLP, тренер НЛП, психолог.

«Образование и медицина — основные области применения моделирования, — вторит ей Виктор Торопов, руководитель Мурманского Центра НЛП. — Например, написание сочинений с применением новых, созданных на основе моделирования методик позволяет превратить этот процесс для школьников из рутины в яркий интересный праздник творчества и креативности». 



«Если бы НЛПеры не занялись моделированием, его бы создали бизнес-тренеры, — считает Ирина Мягкова, M.A. NLP, тренер НЛП, коуч, тренер-консультант. — Т.к. именно моделирование позволяет выполнить любой заказ на обучение сотрудников. Если надо научить продавать, моделируют лучшего продавца и потом передают его стратегию остальным. Моделирование стало обычным рабочим инструментом бизнеса».

Янчиков Владимир, M.A. NLP, тренер НЛП, начал выступление с определения моделирования как упрощенного описания реальности и, развивая эту идею, утверждал, что человек моделирует бессознательно, начиная с самого детства и постоянно уточняя свою «карту реальности». Заслуга НЛП-моделирования в настоящем и будущем состоит в том, что оно создает описания динамических процессов, способных обеспечить повторяемость результатов при обучении других людей.

Михаил Рязанский, М.А. NLP, эксперт министерства образования, видит будущее НЛП-моделирования в создании саморазвивающихся моделей и технологий. Он выделяет два глобальных подхода к моделям: модель как алгоритм поведения, подходящий более или менее к конкретным условиям, и модель как доступ к состоянию, в котором человек способен вырабатывать поведение, подходящее ко всей группе конкретных условий. Это второе и есть, по его мнению, саморазвивающаяся модель. «Если Гриндер предлагает доступ к состоянию через подстройку и поведение (делай то же, что я), то Гордон — через убеждения (верь в то же, что и я), в то время как Дилтс говорит о необходимости учета всех уровней, а Холл особое внимание уделяет индивидуальной составляющей (важно, как вы лично подступаетесь к состоянию, которое позволяет вам делать что-либо). И тогда получается, что будущее моделирования состоит в разработке методов передачи модели. Ключевым становится вопрос выявления в процессе моделирования всех вариантов стратегий доступа к состояниям. Для кого-то это будет аналитическое описание — алгоритм, для кого-то — копирование поведения и микродвижений, для кого-то ключевым станет система эмоций, для кого-то — система убеждений. Самым главным для будущего моделирования станет такое множество описаний итоговой техники, которое будет удобно для всех тех, кому эту технику или модель захочется освоить». В заключении своего выступления он привел высказывание Гриндера о том, что «нам не нужны правильные модели, нам нужны работающие модели».

«Есть гениальный результат, а есть путь, который привел к этой гениальности. Моделирование пути так же важно, как и моделирование результата», — говорит Сергей Шипунов, тренер «Центра НЛП в Образовании», руководитель тренингового центра «Оратор». Сергей предлагает в процессе интервьюирования гения обязательно предлагать вспомнить ему то время, когда он еще ничего этого не умел, и спрашивать его о том, что он делал в начале и что потом, чтобы научиться получать столь гениальный результат. По мнению Сергея, при таком подходе результат моделирования будет еще более сильным, объемным, эффективным. 




«Моделирование — это наука, которая требует свой терминологический аппарат», — говорит Заметалова Галина, бизнес-консультант, психолог, тренер НЛП. И в связи с этим предлагает использовать моделирование и для метамоделирования, т.е. для ответа на вопрос, как эффективно моделировать? Кроме того, Галина настаивает на отдельном моделировании стратегий мотивации, характерной для данного вида гениальности. Особенностью моделирования будущего Галина считает моделирование на высоких логических уровнях: миссии, видения, духовности, что закономерно приводит к выработке и поиску новых моделей и соответствующего языка для такого описания. Кроме того, актуальным она считает описание критериев достаточности проникновения в опыт другого человека на этапе моделирования, чтобы полученная модель была эффективной и результат воспроизводимым.

 

Эту же мысль развивает Вячеслав Захаров, тренер НЛП. «Необходимы исследования о критериях применимости и необходимости модели вычитания после процесса моделирования». Будущее НЛП-моделирования он видит в создании таких упражнений, при выполнении которых встраивание навыка проходит бессознательно, без необходимости объяснять обучающемуся основы НЛП. Кроме того, он призвал НЛП-сообщество прикладывать усилия для получения государственного подтверждения статуса практика и мастера НЛП.


Александр Любимов, M.A.NLP, тренер НЛП, руководитель тренингового центра "На Тульской", видит развитие моделирования в создании принципиально новых моделей, используя стратегии гениальности и творчества (например, ТРИЗ) как материал уже существующих моделей человеческого опыта. «Моделируя, мы не создаем ничего нового, мы лишь учимся уже существующему опыту».

Ренальд Лачашвили, M.A. NLP, канд. техн. наук, научный руководитель проекта "Школа Нового Поколения", выделил в качестве самостоятельного направления командное моделирование для снижения уровня влияния субъективизма и индивидуальных фильтров восприятия на результат моделирования.

Один из участников конференции заметил: «Нам нужно создавать новые инструменты моделирования. Все инструменты моделирования когда-то были смоделированы. И сегодня стоит присматриваться, может, среди существующих моделей появились новые инструменты».

«Если ты овладел навыком, то можно потом моделировать самого себя. Овладев навыком бессознательно, можно осознавать и достраивать сознанную часть опыта», — акцентирует внимание Наталья Лобова, доцент кафедры психологии Винницкого Государственного Педагогического Университета.

«Человечество нуждается в том, чтобы осознавать свои когнитивные модели, — считает Олег Абдрашитов, научный руководитель Средневолжской ассоциации НЛП. — Осознавая и учитывая экологию мышления общества, общечеловеческое развитие, возможно, приобретет принципиально иное качество и пойдет в новом направлении. Кроме того, в отношении подрастающего поколения, особенно в современном обществе, существует острая необходимость поддерживать, развивать и стимулировать детскую страсть к познанию".


Янчиков Владимир: «Если есть необходимость моделирования на государственном уровне, надо быть осторожным, чтобы сохранить НЛП в том виде, в котором оно есть. Сохранить баланс структуры и спонтанности, устоять перед необходимостью избыточного структурирования, свойственного социальным системам и институтам».

«Современная система образования не полностью удовлетворяет потребности детей с высокой и низкой успеваемостью, о чем свидетельствует повышение спроса на дополнительное школьное обучение русскому языку, литературе, математике», — возвращается к теме образования Виктор Торопов.

Его поддерживает Лидия Любимова, M.A. NLP: «Способность детского бессознательного моделирования надо использовать, давая детям возможность учиться у людей, которые сами являются примером эффективности. НЛП нужно двигать в школу».

Неожиданное направление развития моделирования обозначает Михаил Рязанцев: «В будущем надо рассматривать моделирование не только как обучение способностям, но и как диагностику: например, для обнаружения того фрагмента в опыте, который «не работает». Интересно моделирование как возможность эффективно предсказать поведение человека или организации в будущем. Кроме того, не надо сбрасывать со счетов моделирование для контртеррористической деятельности. И в данном случае моделирование направлено на поиск ключевого элемента поведения, который достаточно вывернуть, чтобы деятельность рассыпалась».

Янчиков Владимир отмечает, что «о необходимости раннего обучения моделированию и заботе о формировании гениальности необходимо заботиться с очень раннего возраста, о чем свидетельствуют многочисленные исследования. Например, согласно исследованиям, в которых я принимал участие, техническая гениальность формируется в 10 – 12 лет, а дальше уже поздно. И поэтому результаты моделирования технической гениальности надо внедрять в школах. Техническая гениальность формируется на основании общей гениальности. А общая гениальность, согласно исследованиям японских ученых, формируется на 60% уже к 6 годам, а на момент рождения является сформированной уже на 30 %».


«Проблема НЛП-моделирования лежит за пределами моделирования. Мы занимаемся тем, что по большому счету никому не нужно, — заявил Андрей Кёниг, руководитель МЦ НЛП. — Нас, специалистов, сидит здесь 30 – 40 человек и ни одного реального потребителя этих услуг, только те, кто этим занимается. Мы с вами те самые ученые, которые занимаются непонятно чем ради собственного интереса. Если такая ситуация продлится еще некоторое время, то идея моделирования в России просто погибнет. Я считаю, что мы можем что-то сделать в этом смысле, только если найдем в социуме социальный заказ. Если мы найдем и создадим спрос. И вот тогда это будет жить, и появятся критерии качества, которые будем устанавливать не мы, такие хорошие, сами себе, а их будет требовать от нас общество. Тогда мы с вами этим критериям изменить уже не сможем, мы должны будем их выдавать на-гора. Только тогда моделирование будет качественным. 


Сейчас моделирование дает крайне узкоспециализированный продукт, который называется тренинг. Моделирование не дает пакетных технологий, которые человек может купить в магазине и обогатиться.
Когда человек освобождается от фобии, то чему он учиться? Он обучается преодолевать фобии или учиться получать помощь от специалиста? Кто на НЛП покупается и кто покупает НЛП? За что покупают НЛП? За феномены, за «фенечки». НЛП порождает то, что не может породить никто другой. Например, за что покупают эриксоновский гипноз? За то, что есть слово «гипноз». Это значит, что человека будут вводить в транс. Если он это не получает, то расстраивается, а если получает, радуется. Разговор происходит очень короткий: «Введите меня пожалуйста в транс. — Да, пожалуйста. — Спасибо. — Пожалуйста». И все. С одной стороны, если мы будем продолжать моделировать феномены, то мы рискуем создать и поддержать этот спрос. С другой стороны, если не будем моделировать феномены, а будем моделировать обыденность, то мы начнем бороться с другими направлениями (и не только психотерапевтическими), которые с помощью другого описания, но также формируют эффект, подобный нашему. Например, есть самолет и способность левитировать. Чем пользуется обычный человек? Конечно, способностью левитировать. (смех в зале). Это во сне, а в реальности он летит самолетом. Потому что это проще и дешевле. Ведь, чтобы научиться левитировать, надо, как минимум, несколько лет, и еще не факт, что научишься.
А вот если мы будем работать в сторону субъективных технологий, т.е. моделировать внутренние процессы, которые просты в обращении и дают людям феномены, вот тогда мы будем нужны. Вот тогда на нас будет спрос и тогда то, что мы делаем, будет кому-то нужно. А сейчас, на наш взгляд, это нужно только горстке энтузиастов, основная часть которых здесь и, к большому моему сожалению, даже не все нашли время, чтобы прийти сегодня».

Ольга Яковлева, психолог в частной школе, руководитель психологического центра: «Любая система, которая передает знания людям и детям, не может быть полной, если она просто продается в магазинах в качестве пособий. Она должна быть организована, как система образования. На уровне государства есть школы, университеты и разные другие организации. В рамках НЛП сейчас это тренинги. Ну, а как бы мы хотели? Человек, и сегодня приходя в магазин, конечно, может купить книги и прочесть их. Только дает ли это тот же результат, что тренинг? Просто так взять диск и научиться, вероятно, не так уж просто. Тогда уж можно ставить вопрос, а нужны ли школы? Что касается моделирования феноменов, то зачем придумывать то, что уже есть. Это есть и даже лучшего качества. Если я не ошибаюсь, существует как минимум 4 основные религии, которые предлагают множество феноменов. Занимайся, и ты будешь максимально просветлен, будешь иметь то, что захочешь.
А с точки зрения передачи стратегий детям я предлагаю всему сообществу НЛП начать делать «новых», гениальных детей (смех в зале)».


После короткого перерыва и бурного обсуждения темы в кулуарах настало время представления проектов моделирования. Были представлены проекты А. Плигина на тему «Отчет о моделировании стратегии творчества Михаила Шемякина», А. Любимова на тему «Способы описания основных лингвистических моделей НЛП», А. Герасимова на тему «Моделирование профессиональной компетенции сотрудников как практическая форма сохранения знаний компании», Б. Салихова на тему «Баланс сознательного и бессознательного внимания. Модель естественного поведения», В. Янчикова на тему «Универсальная модель ответов на каверзные вопросы в процессе публичных выступлений или выступлений на радио и телевидении», А. Гвоздева на тему «Отчет о моделировании тренерского стиля Фрэнка Пьюселика», И. Иголкиной на тему «Моделирование эффективных стратегий освоения английского языка», И. Мягковой на тему «Моделирование компетенций».

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ.


Андрей Плигин от имени группы участников проекта «Моделирование гениальных людей» (Андрей Плигин, Александр Герасимов, Ирина Седловская) поделился выявленной стратегией творчества Михаила Шемякина. Презентация проходила в необычной форме: вначале всем участникам была показана получасовая запись встречи Михаила Шемякина и Андрея Плигина в «Президент-Отеле», в ходе которой проект моделирования был представлен мастеру для того, чтобы убедиться в правильности выявленной модели, уточнить определенные нюансы и узнать личное отношение художника к результатам. Затем Андрей на НЛПерском языке прокомментировал модель, показал слайд-шоу социальных ролей, убеждений и метапрограмм, на которых основана модель творчества Михаила Шемякина. Слайд-шоу содержало также описание шагов техники, упражнений, созданных на основе выявленной стратегии и являющихся отдельными моментами тренинга «Развитие творческого потенциала личности». Андрей рассказал об опыте применения данной стратегии в бизнесе и сравнил выявленную стратегию и результаты ее использования с уже широко известной «Стратегией творчества У. Диснея». Представление проекта завершилось бурными аплодисментами, и было видно, как воодушевлены участники конференции. В последующей обратной связи презентация А. Плигина была отмечена как одна из лучших.

Инна Иголкина представила книгу Андрея Плигина и Инны Максименко «Now let’s play English. Личностно-ориентированное обучение английскому языку» как начало и источник проекта моделирования, начатого на семинаре «Мастер моделирования» в 2004 году. Авторами и родоначальниками этого проекта были Инна Иголкина, Инна Максименко, Александра Борисова и Дмитрий Мишин. В проекте были представлены типичные ограничивающие убеждения людей, не владеющих иностранным языком, и выявленный список полезных убеждений, присущих людям с великолепным знанием английского. 


Еще одним вопросом презентации стал стиль преподавания английского языка. Оказалось, что наивысших результатов достигают люди, стиль обучения которых поддерживает оптимальный баланс между обучением и развлечением. Воплощением этой идеи стали курсы английского Инны Максименко, где долгое время проработала Инна Иголкина в качестве преподавателя. В проекте также была представлена стратегия, выявленная А. Плигиным и подробно описанная в книге. 

«Мы покусились на метамодель, на раскрутки, на основные лингвистические паттерны», — так начал свою презентацию проекта «Способы описания основных лингвистических моделей НЛП» Александр Любимов.


Основная часть презентации касалась метамодели. Любимов отметил, что в классической метамодели описаны только лишь метамодельные нарушения и ни слова не говорится о правильной модели. Что такое правильное описание? По каким законам вообще строятся паттерны? Каковы правила формирования паттернов? Именно эти вопросы задали себе авторы этого проекта.
Предложенная модель дает возможность конструировать любой вопрос исходя из основного принципа, заложенного в описании. Это сокращает время обучения метамодели, закладывает в обучающегося элемент осознанности при применении метамодели, избавляет от рефлекторного реагирования на предъявляемые слова и вносит осмысленность в сам процесс сбора информации, позволяя при этом разделить сбор информации и интервенцию.

«Моделирование есть неотъемлемая часть работы сегодняшнего профессионала», — именно это высказывание А. Герасимова, директора "Центра НЛП в Образовании", Certified Trainer NLP, можно принять как лозунг представленного им проекта «Моделирование профессиональной компетенции сотрудников как практическая форма сохранения знаний компании», явившегося результатом совместной с А. Плигиным семилетней работы в бизнес-консультировании. 


«Наш проект призван создать в компании саморазвивающуюся модель сохранения знаний. Людских знаний и знаний всей компании, которые не принадлежат ни одному человеку в компании, не принадлежат даже владельцу, а принадлежат всему сообществу данных людей, работающих в данной компании», — так охарактеризовал Александр миссию и предназначение этого проекта.
В рамках презентации была представлена пошаговая технология формирования целостной системы получения, сохранения и передачи знаний внутри организации, проводимая с использованием самых современных "технологий управления творчеством компании, управления знаниями компании, управления людьми компании".
Это готовый к внедрению, отточенный на практике, оформленный пакет услуг, который осталось только вывести на открытый рынок бизнес-консультирования. И именно моделирование стало его основой.

Гвоздев Алексей, M.A. NLP, тренер МЦ НЛП, представил «Отчет о процедуре моделирования тренерского мастерства Фрэнка Пьюселика». Проект моделирования «МЕТА-Пьюселик» был начат в марте 2004 года. За время существования в проекте приняли участие более 50 человек. Постоянные ведущие проекта — Алексей Гвоздев и Мария Горина. Работа проекта состояла из нескольких фаз, на каждой из которых за основу была взята пятишаговая модель Гриндера. 


Проект может гордиться двумя достижениями, первое из которых — описание опыта группового моделирования; второе — создание и проведение тренинга «Разбуди в себе актера».

Янчиков Владимир Николаевич, тренер НЛП, представил проект «Универсальная модель ответов на каверзные вопросы в процессе публичных выступлений, выступлений на радио и телевидении», разработанный и опубликованный в 1999 году. В создании модели принимали участие такие тренеры НЛП, как Янчикова Светлана Анатольевна и Короткова Ольга Алексеевна. Модель создавалась и предназначалась для подготовки к публичным выступлениям, выступлениям на радио и телевидении людей, испытывающих затруднения при ответах на вопросы, некоторые из которых являются каверзными.
Каверзные вопросы — это вопросы, которые приводят выступающего в состояние замешательства. Модель описывает структуру ответа, используя которую выступающий может отвечать на широкий спектр сложных вопросов. При этом ответы вызывают у аудитории нейтральный или доброжелательный эмоциональный отклик. К настоящему времени этой моделью успешно овладели уже более 1500 человек.

Мягкова Ирина представила проект "Моделирование компетенций". Тема моделирования компетенций, по мнению Ирины, — одна из важных «узловых» тем современных подходов к управлению персоналом. Если необходимо подобрать персонал или оценить его работу, планировать его карьерный рост, мотивировать, написать должностную инструкцию или объявление о вакансии и, наконец, составить программу обучения или индивидуальный план развития сотрудника, тогда понадобится Модель профессиональной компетенции. 

Как показала практика работы Ирины в качестве внешнего тренера и консультанта в компаниях, для которых она проводила тренинги, а прежде диагностировала, интервьюировала и составляла программы обучения, невозможно достаточно прочно освоить это моделирование без специализированного опыта в области НЛП-моделирования, который Ирина получила на тренингах в «Центре НЛП в Образовании» (на курсе «НЛП-Мастер», на семинарах по моделированию Д. Гордона и М. Холла, семинарах А. Плигина и И. Седловской по моделированию творчества). Этот опыт позволяет ей уже несколько лет вести обучающие тренинги для HR-менеджеров и директоров по персоналу.

Салихов Борис, мастер НЛП, сертифицированный тренер (г. Казань), выступил с интересным исследованием на тему «Баланс сознательного и бессознательного внимания». В рамках презентации Борис провел интересную демонстрацию, клиентом на которой выступил Андрей Кёниг. Оказалось, что научно-исследовательские игры с направлением внимания дают великолепный быстрый результат в управлении собственным состоянием в самых непредсказуемых ситуациях. Серьезное теоретическое обоснование подтверждает практические результаты применения этой модели. Данный проект, возможно, ознаменовал появление новой интересной техники, а может быть, и целого направления исследования в области НЛП.


Мы надеемся, что этот краткий конспект состоявшегося полилога поможет всем, кто не смог принять участие в конференции, познакомиться с ключевыми идеями собравшегося сообщества, разумеется, предварительно достроив недостающие субмодальности. Для самих участников он станет хорошим материалом в другой системе восприятия для дальнейшего продвижения и осуществления проектов моделирования на принципиально ином уровне качества!

Организаторы конференции верят, что аттракторами будущих событий в истории российского НЛП станут разделяемая реальность сообществом, энтузиазм, творчество и групповое взаимодействие, а все происходящее на конференции послужит хорошим источником мотивации для будущих свершений! И первым шагом нашей совместной работы в этом направлении станет следующая конференция, которая по предложению собравшихся состоится в ближайшие полгода. Но поскольку нам катастрофически не хватило целого дня для глубокого анализа всего представленного, мы пришли к выводу, что будущая конференция должна пройти в принципиально другом формате, где будут представлены дискуссии, проекты моделирования, мастер-классы и групповое моделирование с творческими отчетами на месте.


  1. Главная
  2. Направления

Без согласия на обработку данных мы не можем принять заявку на участие Закрыть

Введите данные
для записи на тренинг

Изменить настройки

Введите данные
для оплаты тренинга

Изменить настройки

Заказать обратный звонок

Карта сайта