Центр НЛП в Образовании под руководством А. А. Плигина
Ведущий законодатель стандартов НЛП

Анекдоты, отфильтрованные Александром Герасимовым (выпуск 6)

11.06.2020

Добрый день, уважаемые читатели и почитатели тонкого НЛПерского юмора. Мне всегда было непонятно следующее: если юмор очень тонкий, то он, наверное, тоньше листа бумаги, а может быть, даже тоньше папиросной бумаги... И в идеале он, возможно, стремится к абсолютной плоскости... Тогда почему же тонкий юмор всегда противопоставляется плоскому?! Вот вопрос из вопросов! Пусть над ним ломают головы философы, а я продолжу свою работу по фильтрации плоских и объемных анекдотических масс, пропуская их сквозь сито НЛП и находя новые подтверждения тому, что наши знания определяют наше сознание, в том числе и восприятие анекдотов.

Блуждая по просторам Интернета, я наткнулся на обычное жизнеописание - только написано оно было очень необычно. Именно эта необычность и привлекла мое внимание как тренера НЛП. Часто разбирая тему "Логические уровни", тренеры сталкиваются с трудностью объяснения того, каким образом в современной речи выражается уровень Окружения. Обычно в качестве единственного примера приводится первая строка из стихотворения Александра Блока: "Ночь, улица, фонарь, аптека..." Кстати (сейчас будет аналогия :-)), благодаря рекламе МТС, у нас появился уникальный шанс выучить все остальные строчки этого шедевра. Хотя, как пропагандирует эта же реклама, учить его вовсе не обязательно. Обязательно иметь беспроводную гарнитуру и друга, который продиктует вам стихотворение по телефону. Так что современным студентам мозги не нужны - им нужны сотовый телефон и МТС! :-)  Возвращаясь к теме разговора, добавлю только, что такого объемного текста, написанного исключительно на уровне Окружения, я давно не встречал. Наслаждайтесь:

* * *
Колыбель. Пеленки. Плач.
Слово. Шаг. Простуда. Врач.
Беготня. Игрушки. Брат.
Двор. Качели. Детский сад.
Школа. Двойка. Тройка. Пять.
Мяч. Подножка. Гипс. Кровать.
Драка. Кровь. Разбитый нос.
Двор. Друзья. Тусовка. Форс.
Институт. Весна. Кусты.
Лето. Сессия. Хвосты.
Пиво. Водка. Джин со льдом.
Кофе. Сессия. Диплом.
Романтизм. Любовь. Звезда.
Руки. Губы. Ночь без сна.
Свадьба. Теща. Тесть. Капкан.
Ссора. Клуб. Друзья. Стакан.
Дом. Работа.
Дом. Семья.
Солнце. Лето.
Снег. Зима.
Сын. Пеленки. Колыбель.
Стресс. Любовница. Постель.
Бизнес. Деньги. План. Аврал.
Телевизор. Сериал.
Дача. Вишни. Кабачки.
Седина. Мигрень. Очки.
Внук. Пеленки. Колыбель.
Стресс. Давление. Постель.
Сердце. Почки. Кости. Врач.
Речи. Гроб. Прощанье. Плач.
 
            Вот и вся жизнь уместилась в 94-х предложениях, большинство из которых содержат в себе всего одно слово. К сожалению, автор сего опуса неизвестен, но это точно не Лев Толстой.:-) Если мне быть до конца честным, а вам более внимательными, то можно заметить, что не все предложения относятся к уровню Окружения: часть из них с уровня Ценностей. Каждый НЛП-практик знает, что существует, как минимум, два вида существительных -   предметные и отглагольные. А мастера НЛП могут найти в этом тексте слова, отражающие метапрограмму "Действия". Поэтому в качестве тренировки навыка я предлагаю и тем, и другим прочитать текст еще раз и сосчитать, сколько в нем предметных существительных и сколько номинализаций.

Следующая находка поразила меня в самое "Сердце разума".:-) Я всегда был сторонником идеи, что полезно осознавать, какие функции объекта вы планируете использовать для достижения результата. Например, приступая к изучению иностранного языка, думаете ли вы,  как предполагаете в будущем им пользоваться: просто общаться с зарубежными коллегами, пройти бизнес-обучение за границей или защитить диссертацию в области лингвистики? Достижение каждой из этих целей потребует разного времени и разного уровня владения языком.  На мой субъективный взгляд, большая часть человеческого счастья заключается именно в том, чтобы научиться точно определять критерии достижения своих целей. И тогда в конце (как говорил в рекламе Якубович) жизни, человек будет рад за все прожитые с пользой годы! Что-то меня занесло на такие высокие Логические уровни... Спускаясь с "вершин Миссии", я хочу вернуться к моей находке - к особенностям речи, а говоря точнее, к некоторым законам восприятия письменной речи. (Практики НЛП могли бы заметить, как в текущем абзаце изменялся уровень обобщения. Если нет, прочтите его еще раз). И последнее: просьба щепетильных филологов НЕ читать следующий абзац ради их же спокойствия! Я предупредил!...
 
       * * *
По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве.
Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете.
Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без побрелм.
Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а всопрниеамем все солво цликеом.
 
Вот это да! Кто бы мог подумать, что наш мозг настолько гибок в восприятии и понимании текста! Интересно, когда компьютеры научтася также эффктевино обрабатывать информацию? Что еще к эотму мжоно дбоаивть? Только то, что подобные фокусы возможны благодаря уникальной и слаженной работе обеих полушарий нашего мозга. Правда, как и у любого другого навыка, у данной способности  мы можем обнаружить свои положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, такой стиль чтения помогает нам экономить время, поглощая слова целиком, а с другой - читая таким образом, некоторые люди (в том числе и Я) не замечают прочитанных слов. Это, порой, пагубно сказывается на орфографической грамотности: читаешь много, а правильного написания слов не запоминаешь.

Пойдем дальше... Приведенная ниже история покажет нам, что, хотя наш мозг и довольно гибок, иногда точность коммуникации очень важна, особенно если это касается аудиального общения.
 
       * * *
Собрав последние копейки на закупку горючего, командование авиационного полка решило провести очередные ежегодные учения не на деревянных тренажерах, а на реальных летательных аппаратах. Взволнованные таким редким событием летчики поднимаются в небо. Ясное дело, с непривычки глаза, руки и ноги у пилотов разбегаются, поэтому на всё внимания не хватает, особенно на речевую коммуникацию. И вот один из летчиков вызывает другого по рации:
- Кабан, Кабан, я Белка. Лечу за тобой. Прием.
- Белка, Белка, я Кабан. Зачем за мной летишь? Прием.
- Приказ Хорька. Прием.
- Белка, я не понял. Кто такой Хорек? Прием.
- Кабан, ты дятел, понял?!
- Понял. Я Дятел. Ты Белка. А кто такой Хорек, не понял. Прием.
- Кабан, ты не дятел, ты баран, ты  всех уже забодал своими вопросами!!! Лети молча, как рыба. Конец связи!
      
Я уверен, вы заметили, что путаница, возникшая в данной коммуникации, объясняется неразборчивым обращением с Личностным своеобразием человека. Этот анекдот еще раз побуждает нас быть очень аккуратными с высокими логическими уровнями людей, особенно в предконфликтной ситуации. Это счастье, что в данной истории всё закончилось тихо и спокойно: все летчики остались живы. В реальной жизни окончание могло бы быть совсем другим. Я надеюсь, нам станет еще очевиднее, что, разговаривая с человеком и не видя его (например, по телефону), полезно обращать внимание на свой подбор слов, особенно если слова имеют несколько значений. Также в подобной ситуации вы можете помочь себе, используя аудиальное маркирование: выделяя громкостью голоса, тональностью, паузами в речи отдельные слова, вы облегчите вашему партнеру по коммуникации понимание смысла вашей речи.

Следующий анекдот я адресую практикам, мастерам и тренерам НЛП, хотя читать его, конечно, могут все желающие (если они по какой-то случайности не относятся ни к одной из перечисленных категорий:-)). Практики могут заметить, как, благодаря механизмам домысливания, люди, вместо задавания вопросов и предварительного сбора информации, начинают действовать, исходя из собственных представлений. В результате они теряют собственное и чужое время, тратят силы и испытывают негативные эмоции. Мастера могут воспринимать этот пример в качестве иллюстрации типичных сложностей, возникающих у людей с ярко выраженной метапрограммой "Процессы и Процедуры". Ну а тренеры, вспомнив собственные незабываемые переживания, я думаю, глубже оценят пользу и значение известного упражнения "Убить тренера". Все остальные, читая анекдот, могут попытаться осознать позитивные намерения героев истории.
 
       * * *
Детский сад. Все дети уже одеты и ждут на улице. Воспитательница  помогает оставшемуся маленькому мальчику натянуть ботинки...
Он провозился дольше всех и попросил помочь. Да, там было, над чем поработать: ботинки у него застряли где-то на полпути - и ни туда, ни сюда...
Когда воспитательница, в конце концов, натянула второй ботинок, пот с нее лил градом. Она готова была рыдать, когда этот милый мальчик неожиданно выдал: "А они не на той ноге!"
 И действительно, правый ботинок был на левой ноге, а левый - на правой...
Снять ботинки было не легче, чем надеть...
Женщина, покраснев от натуги и злости, еле сдерживала себя, натягивая правый ботинок теперь уже на правую ногу. И тут мальчуган объявляет: "Это не мои ботинки!" Воспитательница с силой прикусила язык, чтобы не наорать в сердцах: "ЧТО Ж ТЫ РАНЬШЕ МОЛЧАЛ-ТО?"
И, взяв себя в руки, она полчаса маялась, пытаясь стянуть эти ужасные ботинки. Когда ей это все же удалось, ребенок сказал: "Это не мои ботинки, это ботинки моего брата. Мама заставила меня носить их после него".
Сотрудница детсада уже не знала, смеяться ей или плакать. Собрав последние силы и терпение, она все же смогла натянуть ботинки снова и спросила: "А где же твои варежки?"
На что мальчик ответил: "Чтобы не потерять варежки, я, когда пришел утром, запихал  их в носки ботинок..."
Суд над воспитательницей начнется на следующей неделе.
                  
Как говорится, грустно, но поучительно! А ведь всего лишь несколько метамодельных вопросов могли спасти ситуацию. Спроси воспитательница: "А чьи это ботинки?", "А где твои ботинки?", "В чем ты обычно ходишь гулять?", "Где вся твоя одежда?", она бы сэкономила кучу сил. Хотя чего можно требовать от "Процессуала"? Ведь он сначала делает  и только потом спрашивает. Единственное, что мне непонятно в этом анекдоте,  как мальчик-то смог так спокойно выносить все эти процедуры "обувания-разувания"? Но это уже издержки моей второй позиции. :-) А его намерение, я думаю, также банально, как и у любого ребенка (да что там говорить, как и у любого взрослого), - получить еще немного личного внимания и кинестетического контакта от значимого человека. Хотя, может быть, вы иначе интерпретируете поведение этого мальчика... Если вдруг у вас появится какая-то идея, пишите - обсудим вместе.

А пока, перед тем как сказать ПОКА, желаю всем научиться, как можно проще и четче выражать свои позитивные намерения, получать достаточно внимания, а также самим делиться вниманием со своими близкими.

  1. Главная
  2. Направления

Без согласия на обработку данных мы не можем принять заявку на участие Закрыть

Введите данные
для записи на тренинг

Изменить настройки

Введите данные
для оплаты тренинга

Изменить настройки

Заказать обратный звонок

Карта сайта