Центр НЛП в Образовании под руководством А. А. Плигина
Ведущий законодатель стандартов НЛП

НЛП и движение New Age с библейской точки зрения

21.11.2013 Перевод подготовлен: игумен Евмений (Перистый), Владимир Михайлов, 2002 г.

Предисловие

В этом кратком очерке нами представлены существенные различия между НЛП и движением New Age с библейской точки зрения. Мы сделали это как верующие с психологическим и богословским образованием и как психологи, применяющие современные инструменты, подобные тем, которые предлагает НЛП.
На протяжении последних лет мы использовали модель НЛП, поскольку НЛП оперирует обширной областью психологии познания и обработки информации. Ознакомиться с интеграцией этой модели с библейской перспективой возможно в наших следующих работах:
Metamorphosis: Resourcefulness (1991 - 1992)
Metamorphosis: Trauma Recovery (1993)
Metamorphosis: Linguistic-Semantic Empowerment (1994)
Metamorphosis: Managing Consciousness (1995)
Metamorphosis: Adventures in Time (1996)
Patterns For Renewing the Mind: Christian Communicating and Counseling Using NLP (1996) by Dr. Bob Bodenhamer & Dr. Michael Hall. 
В перечисленных публикациях изложено, как можно помочь человеку стать в полной мере тем, кем ему предназначено Богом. В качестве эпиграфа нами взята основная библейская истина "...ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы, любви и целомудрия" (2 Тим. 1.7).

НЛП (Нейро-Лингвистическое Программирование) и New Age с библейской точки зрения.

Поскольку я веду НЛП-тренинги по коммуникации и моделированию, то часто слышу вопросы: "Что представляет собой НЛП в мире?" или "За что выступает НЛП?" Верующие чаще спрашивают: "Не является ли НЛП чем-то из области New Age?", "Не есть ли это что-то сверхъестественное вроде ченелинга?"
До нашего прихода в психологию и я, и доктор Ллойд получили духовное образование и несколько лет служили в пасторате. По мере того как мы все более попадали под влияние психологии познания, теории обработки информации, кибернетики и изучения восприятия, мы знакомились и с НЛП.

После того как я открыл для себя, что эта область развилась из комбинации лингвистики и компьютерного программирования и освещает многие из накопившихся у меня вопросов относительно того, как человеческий мозг обрабатывает информацию, хранимую в его "программах" (верованиях, ценностях, идеях и т. д.), я прошел курсы Практика, Мастера и Тренера НЛП.

Я начал изучать НЛП, когда его еще не путали с New Age. В то время их не связывали. НЛП только-только заявило о себе как новая дисциплина. Более того, те ньюэйджеры, которые позднее использовали НЛП для продвижения своей "религии", еще не были вовлечены в эту дисциплину. В последние годы положение вещей изменилось, и это явилось причиной необходимости освещения этого вопроса.
Мы хотим также воодушевить верующих изучать, использовать и интегрировать коммуникационную модель НЛП, именно поэтому мы и написали, совместно с Карлом Ллойдом, эту статью.

Определение вопросов нашей дискуссии

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП, 1975) - это психологическая модель личности и коммуникации. Ниже дана краткая презентация НЛП для неискушенного читателя, призванная помочь в понимании этой модели, ее происхождения, пресуппозиций и природы как коммуникационной модели.

Термин New Age относится к культурному феномену, возникшему в 1970-е годы в США. Это попытка создания чего-то вроде синкретической религии на основе буддизма, неоиндуизма, пантеизма и христианства.

Движение New Age затрагивает, прежде всего, две группы людей: не знакомых, даже в общих чертах, с библейской традицией, мировоззрением, моралью и тех, кто были разочарованы той или иной разновидностью христианства или верующими. В обоих случаях все, кто присоединились к различным ветвям New Age, склонны искать чего-нибудь (иногда чего угодно), что могло бы заполнить пустоту их разума и чувств. Само наличие этой пустоты ставит перед нами, верующими, вопрос о том, как наиболее эффективно ответить на те потребности, которые она выражает.

НЛП и New Age - два совершенно различных явления, как мы вскоре покажем. Несмотря на это, многие продолжают их смешивать. Наша цель - определить, как и насколько они стали связаны, притом, что они представляют совершенно разные и отличные учения. Мы также хотим уделить внимание беспокойству тех, кто опасается, что в самой сути НЛП есть нечто зловещее, или оно как-то работает против христианства.

История

Нейро-лингвистическое программирование
Начало НЛП датируется приблизительно 1972 годом (The Wild Days: NLP 1972-1981, Terrence L. McClendon). Однако основатели не торопились с публикацией своих работ, первая из которых - "Структура магии" - вышла в 1975. Написана она доктором лингвистики Джоном Гриндером и Ричардом Бендлером, изучавшим компьютерные науки и гештальт-психологию. Вместе они составили языковую модель, определявшую речевые паттерны таких талантливых психотерапевтов, работавших в различных сферах, как Фриц Перлс (гештальт-терапия), Вирджиния Сатир (семейная терапия) и доктор медицины Милтон Эриксон. Эта модель описывала речевые паттерны и использование этими людьми языка для получения удивительных результатов.

Соединив новейшие модели и технологии трансформационной грамматики, теорий обработки информации и программирования, Бэндлер и Гриндер создали языковую модель из 12 паттернов (twelve-distinction model). Она также описывает методы, позволяющие научиться слышать лингвистические паттерны в бытовой речи. Был предложен вполне определенный ряд вопросов, помогающих отвечать или вызывать ответ на плохо сформированные речевые паттерны наиболее результативно. Таким образом, "обогащается модель мира клиента".

Если вы возьметесь читать "Структуру магии", она покажется вам одновременно простой и сложной книгой (в которой, кстати, никакой "магии" нет). Теоретическая часть возникла из разработок Ноама Хомского в области трансформационной грамматики, датируемых 1960-ми годами. Трансформационная грамматика исследует, как значение (семантика) передается речевыми формами из глубинной структуры смысла в поверхностную структуру предложений, используемых в мышлении, речи и общении. Я обращался к книгам по трансформационной грамматике в конце 1970-х годов, когда работал с бессонницей.

В блестящей интерпретации Гриндера и Бэндлера эта формальная и академическая дисциплина была сведена в двенадцать простых языковых различий. Были предложены "ответы" (responses) и "вопросы" (challenges), призванные "восстановить более полную языковую карту", подразумеваемую ими.

В практической части "Структуры магии" показано, как метамодель может быть использована в работе с клиентом для эффективного изменения его мышления и чувств. Мне неоднократно приходилось слышать отзывы о том, что диалоги в книге придают теории и модели простоту. "Конечно, - отвечал я, - и в этом красота модели. Но за простотой - весьма весомая теория коммуникации".

В1981 году Роберт Дилтс дал определение НЛП, которое до сих пор продолжает оставаться актуальным.

Нейро-лингвистическое программирование - это модель коммуникации, фокусирующаяся на определении и использовании мыслительных процессов, влияющих на вербальное и невербальное поведение людей как на средство улучшения качества и эффективности их общения. (Applications of NLP, p. 1).

Возвращаясь в начало
Как Бэндлер и Гриндер начали свое столь плодотворное сотрудничество? В то время Джон Гриндер уже стал профессором Калифорнийского университета и внес значительный вклад в трансформационную грамматику. Будучи на двадцать лет старше Бэндлера, он заметил у своего студента особый дар владения языком и моделирования речевых паттернов. Однажды Бэндлер получил возможность продемонстрировать ему свои способности, моделируя речевые паттерны, используемые Фритсом Перлсом в гештальт-терапии и Вирджинией Сатир в семейном консультировании. Результат удивил их обоих. Они решили изучить, как Ричард, которому в то время был лишь 21 год, мог перенять искусство мастеров так быстро и умело.

Это произошло после того, как к Ричарду попалась книга Фрица Перлса по гештальт-терапии. Когда он прочел о том, как люди на "горячем стуле" представляли своих родителей и рассказывали им о своих обидах и разочарованиях, он решил, что это шутка. После этого он сказал профессору, что "может сделать это!" Профессор поймал нахального Бэндлера на слове. На следующий день в одном из выпускных классов психологии состоялось "разоблачение" Бэндлера, который должен был продемонстрировать гештальт-терапию. И Бэндлер сделал это, что произвело огромное впечатление на профессора.

Как оказалось, Бэндлер, изучавший тогда математические и компьютерные науки, имел талант слышания "паттернов", как лингвистических, так и музыкальных, математических и т. д. С точки зрения обработки информации, он мог выходить за пределы ее содержания и обрабатывать метауровневые паттерны.

Несколько позже Бэндлер встретил Вирджинию Сатир на одном из ее семинаров, где он управлял аудиоаппаратурой. Записывая презентацию и слушая одним ухом ее, а другим - рок-н-ролл, он определил, что Вирджиния использует "семь паттернов". После он сказал ей об этом. Она немедленно поинтересовалась, что же это за паттерны. Точно перечислив их, Бэндлер оставил ее в полном изумлении. Позднее он показал ей свое умение применять ее паттерны профессионально.

Так для Бэндлера и Гриндера начался поиск "магии", стоящей за такими неожиданными и удивительными опытами. В результате они написали книгу о языке. "Структура магии" объясняет, как слова работают в сознании человека, как значение слов изменяется на разных уровнях языка, как люди "обрабатывают" информацию, используя сенсорные системы, как паттерн и синтаксис управляют структурой языка и многое другое.
Раздел НЛП о сенсорных системах говорит одновременно об очевидно простых и невероятно глубоких вещах. Это - настоящее открытие в области использования языка. Понятие сенсорных систем означает, что мы мыслим, используя те же модальности, в которых нами воспринимается информация. Это означает то, как мы используем визуальную (зрение), аудиальную (слух), кинестетическую (ощущения), олфакторную (запах) и густаторную (вкус) модальности для того, чтобы "замечать" предметы. Точно так же мы представляем наши мысли и идеи.

Например, когда вы думаете о землянике, заметьте, как именно вы обрабатываете информацию, содержащуюся в этом слове. Видите ли вы картинку, всплывающую из памяти? Чувствуете ли вы вкус и запах? Возможно, вы слышите, как срываете ягоды с куста или жуете их. Возможно, вы ощущаете прикосновение их к ладони или языку.
Использование этих сенсорных "способов осведомления" дало Гриндеру и Бэндлеру нейрологический "язык" более простых, чем некие абстрактные "мысли", составляющих - образов, звуков, ощущений, вкусов, запахов и слов. Составляющие эти соответствуют мозговым центрам, известным в нейрологии как визуальный, аудиальный, двигательный и ассоциативный кортексы. Именно это и стало собственно нейрологической частью НЛП.
Несколько лет спустя Бэндлер понял, что внутри модальностей могут быть выделены субмодальности. Картинки могут быть цветными или черно-белыми, мутными или четкими, маленькими или большими, находиться далеко или близко. Так, и звуки могут быть громкими или тихими, раздаваться вблизи или издали, из одного или нескольких источников.

В модели НЛП люди не только обрабатывают информацию соответственно своим чувствам, но и "придают смысл" вещам через слова и языки - сугубо человеческую модальность. Шестым чувством языка мы осмысливаем слово "земляника", которое таким образом получает доступ и символизирует все те картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы. Это - лингвистическая составляющая НЛП.

Взяв все это на вооружение, первые основатели и мыслители в НЛП стали моделировать тех, кто преуспел в терапии, бизнесе, образовании, спорте и других сферах. Используя язык НЛП в опыте субъективности, они стали замечать особенности языка и психологии, которые позволяли талантливым людям достигать успеха. Таким образом, были определены стратегии, используемые гениями. Это, собственно, и есть то моделирование, о котором написаны десятки книг. Стратегии успеха выделены во многих сферах.

Базовые пресуппозиции НЛП

НЛП как универсальный образ действий, описывающий человеческий опыт, возникло на основе теории коммуникации (трансформационная грамматика) и моделей обработки информации (компьютерные науки). Была предложена модель работы мозга (нейрология), взаимодействия с ним языка (лингвистика) и использования наших знаний обо всем этом для системного получения результатов, желательных для нас и других (программирование). Считая, что не стоит изобретать велосипед, основатели НЛП лишь моделировали эффективную деятельность в гештальт-психологии, семейной терапии, гипнозе и других областях.

Затем они создали парадигму человеческой субъективности - как работают мысли, эмоции, поведение. Это была, скорее, модель, чем теория. Было предложено пошагово промоделировать то, что реально работает и способно помочь достигнуть изменений, мастерства и совершенства. Они не создавали теорий, объясняющих, почему все происходит так, а не иначе. Бэндлер и Гриндер называли подобные объяснения "психотеологией" и не собирались делать что-либо в этом роде.

Однако они не были столь наивны, чтобы полагать, что в этой работе возможно продвигаться независимо от ценностей. Поэтому они выделили ряд ключевых пресуппозиций своей работы, принятых моделью НЛП без каких-либо доказательств. Сегодня эти пресуппозиции во многом определяют общее содержание парадигмы человеческой личности и жизнедеятельности. На них строятся техники, дающие людям более широкий выбор и позволяющие развить большую гибкость реакций.

Итак, из каких пресуппозиций исходит НЛП?

Все, что делает человек, - хорошо!
Даже если кажется, что это не так, то не потому, что человек "поломан", а потому, что действует, опираясь на неполную карту реальности. Всякий опыт или поведение могут быть осмыслены как позитивное достижение. Все, что делает человек, он делает регулярно, постоянно и методически. "Если кто-нибудь откладывает дела на потом, - говорит Ричард Бэндлер, - он поступает так регулярно и систематически. Он никогда не забывает делать это". И то, что проявляется так систематически, должно иметь постоянную структуру.

Возникает вопрос: "Не значит ли это, что НЛП придерживается концепции о том, что людям по природе присуще добро (или зло)?" Ответ на него заключается в том, что НЛП не занимает концептуальной позиции в такого рода теориях и философствованиях. New Age же, напротив, постулирует, что люди являются или могут стать богами. НЛП, как и все описательные науки, занимает нейтральную позицию в этом вопросе.
Подходя к мыслям, эмоциям и поведению как к "достижениям", НЛП-практик видит то, что клиент считает проблемами, в позитивном свете. Это, в свою очередь, фокусирует внимание на цели ("Для чего?") и уместности ("При каких обстоятельствах это полезно?") процесса.

Так, привычка откладывать дела на потом может быть рефреймирована как весьма полезная способность по отношению к тем делам, которые действительно следует отложить. "Например?" - спросите вы. Например, проявление гнева, нетерпения и прочие неуместные поступки. Такой сдвиг акцентов позволяет относиться к медлительности как к добродетели, если контекст выбран верно.

Поведение позитивно и целенаправлено.
Поведение всегда адаптивно и поэтому имеет определенную цель. Следовательно, всякое поведение или опыт имеет позитивное намерение. Индивидуум организуется целостно для реализации своих положительных ценностей. Это, в свою очередь, ставит вопросы: "Какое позитивное намерение у того или иного поведения?"; "При каких обстоятельствах оно позитивно?"; "Каким образом?"

Подобную модель Иисус Христос применял по отношению к "злу". В притче о блудном сыне (Лук. 15) о поведении обоих сыновей можно сказать, что оно оскорбительно, расточительно, неприглядно и "грешно" ("грех" означает "промах", действие мимо или без цели). У одного это явно. Он ушел из дому "в страну далечу" и там промотал свое имущество. Другой поступал так же, оставаясь дома. Он вырос гордым и озлобленным. Но оба делали то, что было лучше для них в их обстоятельствах. Когда младший "пришел в чувство" (буквально - "в здравый ум"), он осознал действительность и приспособился к ней. Как бы мы ни оценивали их поступки, они совершали их, поскольку те помогали им приспособиться к ситуации. В момент поступка, независимо от последствий, их намерения были позитивными.

В Библии Бог открывается как Тот, Кто направляет людей к благу в контексте их жизни. Каину, одержимому злобным духом победы-или-поражения, Бог сказал: "Делай добро и будешь принят" . Так же обращается с людьми и Иисус. Он мастерски определяет рамки вопросов и проблем, перенаправляя людей от барахтанья в проблемном пространстве к принятию решительных действий (Ин. 5; 1-19).

Часто проблема является проблемой лишь в определенном контексте. Поведение и реакции, имевшие некогда смысл, могут потерять его в других обстоятельствах. Иногда они просто переживают собственную полезность. На новом этапе прежние стремления могут быть реализованы более эффективным образом. Хранить спокойствие и молчание иногда стоит, если иного не позволяет обстановка в семье. Но отсутствие напористости не пойдет на пользу взрослому человеку. Поиск позитивного намерения в любом поведении рефреймирует его и позволяет найти более продуктивное. Поиск позитивного намерения становится элегантным вмешательством, помогающим клиенту реорганизовать себя. О том же пишет апостол Павел в Послании к Филиппийцам: "...что только истинно, что честно, что справедливо, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте" (Флп. 4;8).

Различие содержания и процесса
Поведение и опыт слагаются из содержания и процесса. Это отражает разные логические уровни информации. Содержание - это что мыслится и воспринимается, приписываемый смысл. Процесс - психологическая структура этого содержания, как оно компилируется и организуется. Процесс предоставляет более гибкие и менее подконтрольные сознанию способы трансформации.

Для сопоставления с Библией подумайте о разнице содержания призыва верить в Бога и историях о верующих в него, например, об Аврааме и Давиде. Обратите внимание - совершенно разное содержание соответствует одному и тому же. Здесь форма (в терминах литературоведения) радикально отличается. Или возьмите тот же призыв, переданный в поэтической форме, как, например, в книге Иова. В псалмах богословие приобретает совершенно иную форму, чем во Второзаконии. Но что более впечатляет вас? Возможно, структура использует много различных форм (жанров) литературы именно благодаря этому трансформационному принципу.

Структура опыта
Любому субъективному поведению и опыту присуща структура, которую можно определить, смоделировать, модифицировать, изменить и улучшить. В НЛП она считается "стратегией". Язык стратегии, позволяющий практику выделить составляющие части опыта и служащий для описания и кодирования этого опыта, вовлекает модальности чувств (визуальную, аудиальную, кинестетическую, олфакторную, густаторную), речь (аудиально-дигитальную) и своего рода соответствия между ними (конгруэнтный/ неконгруэнтный/ мета/ полярность, etc.)

Какой стратегии придерживался Иисус по отношению к своим ученикам? Использовал ли он ту же стратегию по отношению к фарисеям? Какую - чтобы сохранять самочувствие, идя в Иерусалим на распятие?

Павел пишет: "Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте" (Фил. 4;9). Имеется в виду, что если его адресаты определят и смоделируют его поведение и паттерны опыта, они смогут перенять его стратегию следования за Христом.

Нахождение и развитие ресурсов
Люди имеют все составляющие или ресурсы, чтобы жить продуктивно. С проблемами не рождаются. Но откуда же они берутся? Что в нашей природе не так? Трудности возникают из-за неумения получить доступ к ресурсам. Людям может не хватать лишь методов поиска, выявления, доступа и стабилизации их ресурсов.

Об этом же говорит Библия, не так ли? Павел пишет: "Я научился быть довольным тем, что у меня есть" (Фил. 4; 11). Подробнее об этом - в нашей брошюре Christian Resourcefulness on the book of Philippians. Само развитие и возрастание в направлении духовной зрелости (Евр. 5; 11-14) предполагает, что нам присуще все то, что возможно развить таким образом. То есть, если Бог дал нам "все потребное для жизни и благочестия" (2 Петр. 1:3), то мы можем все, о чем говорится в последующих стихах.

Карта отличается от территории
Личная карта восприятия действительности не совпадает с самой действительностью. Эта идея, уже ставшая классикой, взята из работы Альфреда Козибски "Наука и святость" (1933). Эта работа установила феноменологически основную структуру НЛП. Движущие и определяющие факторы любого человека исходят из ментальных карт и восприятий, составляющих эти карты. Все мысли, рассуждения, эмоции, поведение, реакции возникают из наших моделей мира.

Любая успешная терапия, в конечном счете, лишь привносит в карту мира изменения, ведущие к желаемым эффектам. Так действует и христианство - "преобразуйтесь обновлением ума вашего" (Рим. 12;2). Очевидно, способность сдвинуть перспективу, открыть ум к новой и иной информации, думать иным образом, т. е. сдвинуть перспективу, отражает данный Богом путь преображения и обновления.
Обычно клиенты переживают боль и травмированность из-за ограниченности своей карты мира. Метамодель языка НЛП помогает обогатить и расширить ее. Она дает инструменты для работы с языком клиента, отражающим его внутренний мир с целью его расширения. Поэтому семантические смыслы клиента обогащаются и открывают перед ним новые возможности.

Распознавание состояний сознания
Состояние сознания определяется взаимодействием внутренних образов и физиологии. Оно является результирующей всех информационных стимулов мозга и нервной системы. Сенсорные стимулы воспроизводят образы в визуальных, аудиальных, кинестетических, олфакторных, густаторных символах. Они, в свою очередь, возникают из множества других стимулов, исходящих из физиологии - изменений тела, движений, дыхания и прочих. Начальной причиной этого выступают оценочные или семантические стимулы наиболее абстрактных концептуализаций личности.

В какой-то мере все это помогает понять, как чудесно и удивительно создал нас Бог (Пс. 139; 13-14). Так, состояние Моисея изменилось, когда Бог явился ему в неопалимой купине. На этой святой земле он снял сандалии. Вдруг его внутренние представления сдвинулись. Пришли новые мысли, восприятие и понимание. Эта встреча изменила психологию Моисея, его действия, способ восприятия и др.

Изменение состояния на более ресурсное включает сдвиг внутреннего восприятия (ментальной или языковой карты) и/или психологии (нейрологического опыта).

Избыточность и смысл коммуникации
Человеческая коммуникация - процесс более объемный, чем принято полагать. Цитируя Грегори Бэйтсона, основатели НЛП признают, что существует "избыточность" между наблюдаемыми макроскопическими паттернами и лежащими в их основе паттернами нейрологической активности, управляющими поведением. Рассматривая нервную систему как кибернетическую, они считают, что многие проявления на уровне поведения работают как изменения внутренних нейрологических процессов и потому несут информацию о них (Roots of NLP, p. 191). Движение глаз, дыхание, напряжение мышц сообщает о том, как человек обрабатывает информацию.

Смыслом вашей коммуникации с другим человеком является его реакция, а не ваши намерения. Затрагивая сферу социальных взаимодействий, НЛП настаивает на невозможности точно предсказать, что именно вы передаете собеседнику. Вы не знаете, что он слышит, чувствует и воспринимает. Внутренний мир другого в полной мере неизвестен нам. Но ответы, которые мы получаем, в какой-то мере открывают смыслы его действий и их зависимость от наших вербальных и невербальных сообщений. Исследуя эти реакции, можно лучше понять, какие сообщения нам следовало бы передавать.
Коммуникация включает принятие, обработку и передачу информации двумя или многими индивидуумами, использующими разные модели мира. Поэтому, если мы хотим понимания и ясности, нам следует метамоделировать словесные и невербальные коммуникации слушателя. Это требует сенсорной чувствительности (состояния аптайм), внимания к языку как отражению реальности собеседника, утилизацию получаемых реакций, обратных связей, пошаговость.

Широко известна и применяется методика создания и утилизации циклов социальных обратных связей для калибровки (loops to gauge) эффективности чьей-либо коммуникации. В ней другие могут служить "зеркалами" нашей реальности. "Как в воде лицо - к лицу, так и сердце человека - к человеку" (Притчи 27;19) Обратную связь надо принимать, а не отвергать, игнорировать или интерпретировать как неудачу или критику.
Многие школы психотерапии, напротив, считают, что обратную связь от клиента можно игнорировать. В них внутренняя реальность клиента не служит отправной точкой терапии: клиент вынужден принять реальность терапевта, его модель и язык. Клиента учат думать тем же образом, что и консультант, и лишь затем начинается собственно терапия. Кто же в центре внимания? Терапевт. Почему нет обратной связи? НЛП не разделяет такого подхода.

Системное мышление
В любой взаимосвязанной системе самый гибкий элемент всегда будет функционировать как управляющий влиянием. Этот Закон необходимого разнообразия из кибернетики указывает на ценность и мощь гибкости как залога успеха. И НЛП способствует творчеству и новаторству в моделировании, мотивации, исследовании.

Такой подход контрастирует с наезженной колеей наших привычек "старой природой"! Неудивительно, что первые христианские писатели столько говорили о необходимости "отложить ветхого человека" (который, к тому же, неэффективен) и "облечься в нового" (Кол. 3, Еф. 4).

Ум и тело действуют как части одной и той же целостной системы, неизбежно влияя друг на друга. Строго говоря, это разделение весьма условно. Происходящее вовне влечет системный процесс ума-тела как единого целого. "Тело без духа мертво" (Иак. 2;26). Вследствие этого, многое из происходящего внутри нас выражается сенсорными предикатами и поведенческими ключами, в частности, через ключи глазного доступа, дыхательные паттерны.

Обучение способностям
Способности рождаются в нашем уме-теле как функция последовательного (sequencing) развития репрезентативных систем. Любую способность можно разобрать на эти составляющие и затем собрать в себе или других. В НЛП это относится к области "стратегий".

Человек может пройти условное обучение лишь за одну попытку. И мы не живем в механическом мире стимулов-реакций, как животные или машины. Мы - самообучающиеся существа! Процесс связи реакции со стимулом в НЛП называется якорением.

Итак, поражения нет, есть лишь обратная связь. Какую бы реакцию мы не получили в ответ, она лишь представляет обратную связь от собеседника. Прежде всего она говорит о модели мира и феноменологической перспективе, созданной их метапрограммами для работы с данными. Она говорит о фильтрах восприятия обрабатываемой информации, так как исходит из целого мира смыслов. Если вы получили нежелательный ответ, это не ваша ошибка - вы лишь получили не тот ответ. Вы поняли, что это не работает.
"Грех" означает буквально "промах". Промах мимо Божьей славы. Сейчас слово "грех" прочно ассоциируется со всякими отвратительными эмоциями, с морализаторством. Но учиться на ошибках - признак духовной зрелости. Учиться не повторять их, чтобы мы могли продолжать развитие (Евр. 5; 14).

Поняв, когда что-либо не работает, можно пережить это как инсайт, как изменение ума, - что буквально означает слово "покаяние". Без такого позитивного подхода человек склонен скрывать свои "грехи" (ошибки), что вынуждает его отрицать сам процесс обучения и избегать роста. Стыдясь себя из-за своих грехов, он спотыкается именно на этом.

НЛП-практик подходит к трудности или ошибке совершенно иначе. Вместо обвинений себя и других, мы пользуемся случаем научиться не застревать на ней. Клиент просто встречает проблему, учится на ней, развивает лучшие способы реагирования. Это указывает на важность гибкости подхода как ресурса. Если вы не получаете в ответ то, что хотите, попробуйте что-то другое. Если действие не вызывает желаемых результатов, не стоит его повторять, прикладывая большие усилия. Мы можем попробовать что-нибудь еще, что угодно, и проследить, не приблизило ли это результат. Это показывает истинную гибкость. В богословии этому соответствуют такие смыслы слова "покаяния", как изменение, обращение, совершенствование. Об этом подробно сказано в нашей брошюре The Art of Repentance or Mind-Change.

История негативной критики НЛП

Вскоре, после возникновения, НЛП вызвало противоречивую критику. В основном она касалась личности Ричарда Бэндлера. Если бы вы его знали, вы бы согласились, что на это есть причины! Продукт шестидесятых - он любил рок-н-ролл, наркотики и пьянки. Очень долго он сохранял своеобразную манеру общения - агрессивную, иногда отвратительную. И сегодня, угомонившись, став менее радикальным и бросив наркотики, он ведет себя во многом по-прежнему.

Лично я считаю, что своими манерами он моделирует Фрица Перлса слишком хорошо! В одном учебнике по консультированию о Перлсе написано так:
"Как личность Перлс был живым и ошеломляющим. Люди обычно его боялись или считали, что он жестко противопоставляет себя другим. Думали, что умение произвести эффект он использует в своих целях. Его находили проницательным, ловким, ярким, провокативным, манипулирующим, враждебным, требующим и вдохновляющим" (Theory & Practice of Counseling and Psychotherapy, Gerald Corey, 1991, p. 231)

 В восьмидесятых Бэндлер и Гриндер ладили не очень - судились, разбирались по поводу банкротства и т. д. Конгруэнтность НЛП и доверие к нему от этого страдали. Очевидно, сами основатели не были в состоянии, ресурсном для взаимной подстройки и вдохновения. Затем Бэндлеру было предъявлено обвинение в убийстве молодой женщины. Хотя суд оправдал его, слухи продолжали распространяться. Все это не улучшило репутацию НЛП. Вдобавок к разладу между основателями многие их ученики стали комбинировать НЛП со всякой эзотерикой.

Как НЛП открыло дверь идеологии и практике New Age

Конечно, сегодня многие ньюэйджеры используют и развивают НЛП. Это становится очевидно при чтении объявлений и статей в изданиях НЛП. То же можно сказать о семинарах по самосовершенствованию, практиках исцеления и т. д. Движение New Age вбирает в себя многое из других течений.

Чем это вызвано? Как было сказано раньше, НЛП не предлагает теорий, не трогает метафизические системы и верования. Как произошло то, что многие сегодня ассоциируют эти явления?

Для участия в тренингах и семинарах по НЛП не требовалось никаких предпосылок вроде диплома или консультативного опыта. Это было сознательной политикой. Мне кажется, именно это открыло двери представителям различных левых течений и ньюэйджерам. Для них это был быстрый и легкий путь стать сертифицированными специалистами в новой области психотерапии, где они могли продвигать свои идеи. Им это удалось. И когда тренинговые центры НЛП стали возникать повсюду в США и других странах, политика "открытых дверей" стала традицией. Для обучения не надо было иметь образования. И сегодня в изданиях сообщества НЛП можно найти кого угодно. Идеи и практики New Age интегрируются с НЛП на многочисленных тренингах.

Тэд Джеймс, у которого я обучался на мастерской ступени, ведет такой тренинг на Гавайях. Он интегрирует НЛП с медитативными техниками и исцелением при помощи гун-целительства и медитаций, стремится соединить своих последователей с Высшим Сознанием (или Высшим Я), "ответственным за большую часть интуиций, за нашу соединенность с Универсумом, расширяющую наше сознание..." (Anchor Point, March 1994, p. 44). Интеллигентный и образованный, доктор Джеймс разделяет многие ньюэйджеровские метафизические верования и мистицизм, пытаясь соединить все это с современной наукой.

К тому же одним из первых людей, которые были смоделированы НЛП, является доктор медицины Милтон Эриксон. Моделировали его удивительное искусство гипноза. Гипноз был представлен как модель коммуникации, что подрывало миф о его сверхъестественности. (Trance-Formations: The Structure of Hypnosis, 1981). Но из-за страхов, недоверия и неприятия идеи о том, что гипноз является одной из форм того, как язык работает в человеческом сознании, многие ньюэйджеры, проводившие гипноз, использовали это, чтобы легитимировать свои практики.

Коренные противоречия между НЛП и движением New Age

Что общего между НЛП и движением New Age? Обоим свойственна пост-ньютоновская позиция в подходе к реальности, базирующаяся на работах Эйнштейна. Они исходят из понимания того, что материальный мир состоит не только из того, что мы воспринимаем. Просто мы не имеем доступа ко многим граням реальности. Мы не можем собственными глазами видеть бoльшую часть электромагнитного спектра; слышать инфра- и ультразвуки. Вселенная "в себе" не дает познать себя всю нашим чувствам.

Но New Age и НЛП делают из этого совершенно разные выводы. New Age утверждает, что вне нервной системы физической реальности не существует. Что все управляется человеческим мозгом и силой воображения. Вывод: вселенная - функция моего мышления (!). Человек, соответственно, может придумать в бытие все, что захочет. Отсюда - лишь маленький шаг до буддистского учения о том, что реальность существует лишь как иллюзия (майя), что мы сами и есть последняя реальность (When The New Age Gets Old, Vishal Mangalwadi, InterVarsity Press, 1992, p. 8-10).

НЛП, конечно, ведет совсем не к таким умозаключениям! Скорее, к разграничению внутренней субъективной и внешней объективной реальностей. Первая, внутри наших тел, слагается из ментальных и нейрологических образов второй, внешней. Они представляют два совершенно разных измерения, обозначающих разные логические уровни. Первую мы переживаем как данную, вторую создаем в уме и эмоциях. Об этом пишет автор Книги Притчей: "...каковы мысли в душе его, таков и он" (Притч. 23; 7). Оценивание, интерпретация, осмысление создают его субъективную реальность.
Книги Ширли МакКлейн иллюстрируют свойственную New Age спутанность мыслей, неразбериху с причинами и следствиями, ошибочность выводов. Она говорит, что "является богом" (см. ее книгу "Out On A Limb"). На самом деле ньюэйджеры путают осознание верующими во Христа своего богосыновства через наследование Его Царства с осознанием Христом себя Сыном Божьим.

Относительно существования объективной истины New Age и НЛП также расходятся. Вишал Мангавади пишет: "Существенная черта New Age - сознательное отвержение рассудка как смысла искания истины" (Ibid7 p. 18)

НЛП же не предлагает ничего, кроме одной из моделей внутри категории психологии познания (Theories & Strategies in Counseling and Psychotherapy, Gilliland, James, Bowmen, 1989, p. 249). Авторы при ее разработке руководствовались именно здравым рассудком, проверяя плохо сформированные причинно-следственные связи в языке и логике. Это заложено в самой метамодели и в разделении причин и следствий, которое выявляет неграмотные и нелогичные причинно-следственные утверждения.
Идеология New Age цитирует индуистских мистиков, утверждающих, что "я и вселенная - одно". Поэтому "индивидуальность - лишь временный феномен океана. Она не реальна. Как нахлынувшая волна откатывается и сливается с океаном вновь, так и в мистическом опыте индивидуальное сознание сливается с большим, "расширенным" сознанием" (Ibid. p. 18).

НЛП же, как и христианство, ценит именно индивидуальную личность, потому что это дает человеку больше ресурсов и осознания себя и мира, движет его к большей индивидуальности и автономии. И поскольку НЛП начало с моделирования гештальт-психологии и семейной терапии, оно действует совместно с гуманистической психологией, утверждающей ценность и важность личности.

Идеология New Age считает каждого частью Бога. НЛП же считает, что люди подвержены ошибкам и страданиям настолько, насколько их ментальные карты отличны от объективной реальности. Если они страдают от ограниченности и боли - это не иллюзия, это реально для них из-за неполноты их мышления или из-за того, что они не могут разобраться с внешней реальностью. Все, что необходимо, - это сверить карту с территорией.

Теперь что касается астрологии, спиритизма, ченелинга и т. д. Как модель НЛП может быть применена к таким иррациональным и неопределенным вещам? Давайте спросим:
- Как именно звезды влияют на человека и его предназначение?
- Если влияют, то действительно ли у нас нет выбора?
- Если мы все-таки делаем выбор (например, с помощью техник НЛП) вопреки звездам, как они могут помешать предназначению человека?
Как раз для таких случаев в НЛП имеется контрольный вопрос: "Покажи конкретно, как именно ты это делаешь. Покажи, и я смоделирую шаги, предпринятые тобой, для достижения твоей цели".

Метамодель - это настолько мощное орудие для очистки языка от всякой ерунды, что меня удивляет, почему ньюэйджеры продолжают ей заниматься. Как эта научная модель, требующая точности в коммуникации и поведенческой спецификации, уживается с их мировоззрением? Вероятно потому, что они ее просто не понимают. Когда я попал на мастерский тренинг, добрая половина участников ничего о ней не слышали. Через пару дней, когда мы проходили упражнения по метамодели, многие ринулись покупать книги на эту тему. Вскоре, на одной из конференций, я встретил некоторых из них. А ведь они практически ничего не усвоили!

С первого взгляда может показаться, что искомая ньюэйджерами "магия" похожа на ту, о которой идет речь в НЛП. Но в книге "Структура магии" говорится о трансформационной грамматике и синтаксисе, о том, как слова получают "магический" эффект. НЛП говорит о магии метафорически.
"Нет! Не тронь! Мое слово! Я первый с ним игрался!"
Читая черновик этой статьи, доктор Ллойд заметил, что нам следовало бы коснуться темы слов, символов и лингвистики. Скажем и об этом. Многим людям, и христианам в том числе, недостает зрелости и научного понимания того, как работает язык, из чего состоят слова, какова их природа и употребление.

Язык, по сути своей, функционирует в качестве символов и ссылок на реальность, превосходящую сам язык. Слова всегда указывают на что-то еще. Они не реальны как символическая реальность. Вы не съедите меню вместо блюд, указанных в нем. Слова действуют на ином логическом уровне, чем чувственно воспринимаемая реальность, на которую они ссылаются. Они не идентичны, не тождественны ей.

Слова приобретают смысл лишь тогда, когда они связаны с чем-либо внутри понимания слышащего. Если кто-то говорит с вами на греческом языке, вызовут ли его слова в вас те же ассоциации, что и у говорящего? Нет. Слова действенны в семантическом (смысловом) измерении. Они не имели, не имеют и не будут иметь смыслового значения сами по себе. Оно появляется лишь в разуме говорящего или слушающего. Слова же используются как транспорт для перевозки смысла. (См. Metamorphosis: Linguistic-Semantic Empowerment, 1994)

Но некоторые люди, не подозревая, что слова не реальны (не представляют тот же логический уровень, что и территория), обращаются с ними, как с чем-то реальным. Этим они не только приводят в беспорядок язык, но и формируют в своей нейрологии некую фобию слов. Это вызывает болезнь, называемую "семантическим противодействием" (semantic reactions). Подробнее см. Korzybski, Science & Sanity, 1933. Они противодействуют словам своей нервной системой, забывая об их символической природе.

Подобно собакам Павлова, они выделяют слюну, когда "звонит" определенное слово. Противодействуя своими мыслями и чувствами, они не способны осознать, что оперируют лишь с символами, не с самой реальностью. Это объясняет, почему злоупотребление словами состоит не просто в произнесении неприятных и оскорбительных слов. (Mastering So-called "Verbal Abuse, 1994 #5). Это становится очевидным, когда ньюэйджеры употребляют слова, превращающиеся в семантические пусковые триггеры для некоторых верующих. Это случилось, например, с такими словами, как внутренняя концентрация, самосовершенствование, визуализация, медитация, транс, состояния сознания, бессознательность, гипноз. Большинство из них встречаются в Писании. Благочестивые иудеи поучаются (медитируют) в законе день и ночь (напр. Нав. 1; 8); Петр, находясь в духе (что можно понимать как трансовое состояние), получает откровение о принятии в церковь обращающихся язычников (Деян. 10;10); Павел призывает колоссян "укрепляться всякой силой" (Кол. 1;10); в притчах Соломона упомянуто также о внутренней концентрации - "больше всего хранимого храни сердце твое" (Прит. 4;23).

Дело не в словах, а в смысле, приписываемом им разными источниками. Необязательно, что эти слова "ньюэйджеровские". И если кто-либо употребит такие слова, как крещение, Святой Дух, Христос, - то они необязательно христианские с новым смыслом, и это не значит, что мы не можем использовать их с прежним.Фобия слов у некоторых развивается настолько, что они уже не в состоянии читать книги, определенные слова которых их просто достали. Например, эту статью.

Вы знаете, что уже используете НЛП?

Если НЛП описывает, как ваш язык и нейрология выражается в вашем поведении и реакциях, то все созданные и идентифицированные этой дисциплиной техники и паттерны не представляют собой ничего нового, что бы ни было уже кем-то использовано. Они лишь выглядят новыми, так как метамодель предоставляет способ разобрать паттерн и затем собрать для повторного, более эффективного использования.

Полный перечень библейских паттернов приведен в "NLP and the Judeo-Christian Perspective." Многие эпизоды разобраны с точки зрения коммуникационной модели, помогающей их понимать и копировать паттерны. Все это уже было. Модель лишь дает новые способы осмысления.

Знание, изучение и утилизация НЛП как модели поможет любому оратору повысить свое мастерство. То же касается любой другой модели, основанной на изучении человеческой природы. Если вы знаете, как придать чему-то новый смысл, вы знаете, что такое рефрейминг. Христос провел его в Нагорной проповеди с Законом - "вы слышали, что сказано древними... а я говорю вам..." и обыденными понятиями о счастье - "блаженны нищие духом..." и пр.

Заключение

С первого взгляда некоторые черты нейро-лингвистической модели похожи на идеи New Age. Но вряд ли больше, чем на христианскую модель человеческой природы и реальности. Вглядевшись в нейро-лингвистическое программирование и New Age более пристально, мы замечаем, что между ними огромная разница.
New Age имеет дело с религиозной и метафизической областью, нейро-лингвистическая модель - с внутренним миром человека. Она рассматривает его с точки зрения процесса преобразования информации (входа, обработки, выхода), который вы можете научно анализировать и копировать.

Движение New Age вобрало кучу религиозных, теологических и философских идей, большей частью из буддизма и индуизма. Многие из тех, кто купились на это, поступили так из-за того, что христианство кажется им чем-то неуместным и сомнительным.
Если мы признаем, что эта потеря веры происходит среди христиан, мы сможем поставить некоторые действительно серьезные вопросы. Как мы ответим на эту пустоту? Что привело к ней? Что в НЛП поможет нам правильно увидеть и осмыслить это по-новому?
В основу New Age положены идеи, совершенно противоречащие христианству и НЛП, - "все мы Боги", "объективная реальность иллюзорна", реинкарнация, карма и т. д. Ни в Библии, ни в НЛП ничего подобного нет.

На "зло иллюзорно" метамодель НЛП дает ответ: "Термин "зло" - несамостоятелен, это не вещь и не сущность, он предполагает существование критерия "злого" и "доброго". С этим могут согласиться те, "у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла" (Евр. 5;14).

Модель НЛП строго научна. Она отвечает на вопрос, как коммуникация, язык (лингвистика) и смысл (семантика) "программируют" или строят человеческое поведение. Она не постулирует ничего метафизического и даже не претендует на статус теории. Это просто модель человеческого опыта.

Другими словами, НЛП работает почти исключительно в качестве орудия, технологии. Как всякое орудие, оно может быть использовано по-разному. Плотник с молотком - это одно, а маньяк с молотком - другое. Один созидает, другой разрушает. Проблема не в модели НЛП - орудии, а в том, кто ее использует.
Использование НЛП ньюэйджерами для продвижения своей "религии" - досадная ошибка.
  1. Главная
  2. Направления

Без согласия на обработку данных мы не можем принять заявку на участие Закрыть

Введите данные
для записи на тренинг

Изменить настройки

Введите данные
для оплаты тренинга

Изменить настройки

Заказать обратный звонок

Карта сайта