Центр НЛП в Образовании под руководством А. А. Плигина
Ведущий законодатель стандартов НЛП

Где живет музыкальность в танце.

Существует особое состояние во время танца. Чаще всего хореографы называют это музыкальностью, или «танцевать в потоке», или когда человек находится «внутри», или он/она «живет музыкой». Если вы спросите у любого хореографа, как научиться танцевать музыкально, они ответят: «Это кому-то дано, а кому-то нет». Большинство людей, которые умеют так танцевать, достигают состояния музыкальности с опытом, и оно нестабильно. У них образуется синестезия, когда внешняя музыка переходит во внутреннюю кинестетику, а потом во внешний танец.

Как можно увидеть состояние музыкальности? Вы наверняка его замечали, когда смотрели, как танцуют другие. Иногда смотришь на человека, который выполняет очень сложные танцевальные элементы, но сам танец не цепляет. А бывает, что он ничего особенного не делает, а глаз не отвести. Разница как раз во внутреннем состоянии музыкальности, именно его я и начала исследовать.

Пример танца без состояния

Пример танца в состоянии музыкальности (обратите внимание на лица зрителей)

Я танцую с 8 лет, и я как раз тот ребенок, про которого говорили, что «ему не дано». Но, попробовав 6 разных стилей, пройдя несколько танцевальных тренингов, я сама научилась достигать состояния музыкальности, но не в залах для хореографии, а в ночных клубах. С 8 лет у меня были разные периоды, когда я плотно занималась и когда не танцевала совсем. На момент начала исследования я активно танцевала около 14 лет.

Промоделировав трех хореографов, я выявила последовательность общих у них всех шагов:

1. Внешняя музыка рождает внутреннюю музыку.

2. Внутренняя музыка рождает пропреоцептивную «статическую» кинестетику.

3. Пропреоцептивная «статическая» кинестетика рождает пропреоцептивную «динамическую» кинестетику.

4. Пропреоцептивная «динамическая» кинестетика рождает внешний танец.

Все это происходит бессознательно и на синестезиях. Более того, это состояние, одинаковое для вокала и для игры на музыкальных инструментах, только способ выражения разный. Разберем каждый из этих пунктов.

1.Внешняя музыка рождает внутреннюю музыку.

Внутренняя музыка — это когда её выключаешь, а она продолжает играть в голове.

Первое, что я обнаружила, это то, что все хореографы используют два варианта достижения перехода.

1. Если есть яркое первоначальное состояние (эмоция, настроение), то они подбирают музыку под состояние и слушают, начинает она звучать или нет.

Пример. Сегодня был потрясающий день, потому что я встретилась с любимой подругой и после этого пришла на тренировку. И на момент начала танца меня переполняют восторг и ностальгия, потому что мы много вспоминали смешных совместных историй (это те эмоции, на которые я опираюсь при выборе мелодии. Переключая композиции с румбой, я нашла мелодию, которая точно отражает мое состояние — «I am calling» «Spice girls».

2. Если нет яркого состояния, то они идут от музыки и чувствуют, рождает ли она состояние, основанное на ассоциативных воспоминаниях. Критерием здесь опять будет звучание музыки в голове.

Пример. У меня сегодня ничего особенного не произошло, очень спокойно внутри. Переключая композиции с румбой, начинает звучать Wiz Khalifa «See you Again», и я вспоминаю, как звучала эта мелодия во время отпуска с мужем на море. Возникает состояние удовольствия от воспоминаний.

Когда хореографы придумывают танец, то точно так же подбирают мелодию, а потом якорят состояние на определенную музыку. То есть получается, что не каждый человек может танцевать под любую композицию. Но ведь если ты танцуешь в ансамбле, то и набор движений, и музыку выбираешь не ты. А как тогда быть?

И еще один важный момент. Дело в том, что у всех людей, которые могут достигать состояния музыкальности, очень развит аудиальный канал. А как научиться танцевать людям, у которых это самый слабый канал? Как сделать так, чтобы человек с ведущим визуальным каналом тоже смог достичь этого состояния?

Благодаря карантинным мерам, у меня было много времени на эксперименты. В моем распоряжении была дочь, у которой хорошо развит аудиальный канал, и с ней я легко добилась результата в преобразовании внешней музыки во внутреннюю. И была мама, у которой основной канал визуальный. Вот тут пришлось пофантазировать.

Моя мама учится играть на панфлейте у лучшего панфлейтиста России и записывает уроки на диктофон. Прослушав записи, я поняла, что он разными метафорами и подходами пытается научить ее достигать именно того состояния, которое я исследую. Я заметила, что они плохо понимают друг друга, из-за чего учёба получается нерезультативной. Итак, у меня появился человек, и оценивать результат я буду по его игре на панфлейте.

В итоге получилась универсальная инструкция, которая абсолютно не зависит от ведущей репрезентативной системы человека:

1. Выбрать мелодию для работы.

Например, «Solo» Donde Esta Tu Amor.

2. Включить выбранную мелодию, проверить, что громкость комфортная для прослушивания.

3. Слушая мелодию, задать себе вопрос: «О чём для меня эта мелодия?» (Какую ассоциацию она вызывает, какое воспоминание или чувства рождает?)

Например: эта мелодия про любовь, надежду и тоску; напоминает желание мужчины быть с женщиной, но невозможность к ней подойти.

4. Включить мелодию сначала. Представить, что вы режиссер. Какой фильм вы сняли бы под эту мелодию? Представить и посмотреть весь короткометражный фильм от начала до конца под данную мелодию. (Посмотреть фильм на внутреннем экране).

Например: ночь, мужчина сидит на берегу моря, смотрит на луну и вспоминает вчерашний вечер, когда он был в клубе и наблюдал, как танцует одна девушка. Он пытается к ней подойти, но друзья останавливают его, говоря, что у него ничего не получится. Мужчина останавливается и просто продолжает наблюдать. Кадр, как мужчина сидит на берегу моря.

5. После просмотра фильма получаешь состояние. Если состояние нравится, то осуществляется переход к следующему пункту. Если состояние «чего-то не хватает», то задать себе вопрос: «Что нужно изменить или добавить в фильме, чтобы он понравился?» После внести изменения в фильм и опять проверить на состояние.

Например: не нравится платье, в котором танцует девушка. Подбираю платье, которое нравится.

6. Поставить мелодию с начала, ассоциироваться в фильм и прожить всю мелодию от начала до конца, являясь участником этого фильма. (Можно стать или одним из героев, или частью природы, или невидимым наблюдателем за происходящим).

Например: ночь, мужчина сидит на берегу моря; я стою рядом и понимаю, что он сильно расстроен и ему очень грустно. Он смотрит на луну и вспоминает вчерашний вечер, как был в клубе и наблюдал за танцующей девушкой. Я нахожусь в клубе, вижу эту девушку — она просто танцует и даже не подозревает, что кому-то очень нравится. Потом я смотрю на мужчину, вижу его влюбленные глаза и его безумное желание просто встретиться с ней взглядом. Он восхищается ей, любуется каждым ее движением. Он пытается к ней подойти, но друзья останавливают его, говоря, что у него ничего не получится. Я вижу лица друзей и слышу их смех. Они смеются над ним, а он борется за свое право быть с ней. Мужчина останавливается и просто продолжает наблюдать. Я вижу отчаянье, безумную боль в его глазах и разочарование в себе.

Кадр, где мужчина сидит на берегу моря. Я чувствую, как он жалеет, что так и не подошел к ней. Слышу его страх, что, может быть, он никогда больше ее не увидит. И все, что остаётся, — просто смириться.

7. После проживания в фильме получаешь набор состояний. Если сочетание состояний нравится, то осуществляется переход к следующему пункту. Если в сочетании состояний «чего-то не хватает», то задать себе вопрос: «Что нужно изменить или добавить в фильме, чтобы он понравился?» После внести изменения в фильм и опять проверить на состояние.

Например: друзья как-то слабо его останавливают для того, чтобы он не смог вырваться; надо усилить смех друзей, и интенсивнее начинаю удерживать.

8. Поставить мелодию с начала и сфокусироваться на местах, где идет переключение картинки или чувств, отмечая, на каких нотах этой мелодии0 происходит переключение.

Например: море; переключение на клуб; переключение на девушку; переключение на мужчину; переключение на друзей; переключение на мужчину; переключение на море.

9. Если полученное состояние нравится, то осуществляется переход к следующему пункту. Когда состояние «чего-то не хватает», то задать себе вопрос: «Что нужно изменить или добавить в фильме, чтобы он понравился?» Внести изменения в фильм и опять проверить на состояние.

Например: не хватает второго переключения на девушку; добавляю дополнительное переключение между мужчиной и морем.

 1.png

Что важного происходит на этом этапе? Так зарождается интерес, то есть из состояния плоской картинки музыка становится объемной 3D-моделью.

Музыка играет внутри, потому что становится интересно.

Запись игры на панфлейте «Пьеса до» и «Пьеса после».

2. Внутренняя музыка рождает пропреоцептивную «статическую» кинестетику.

На этом этапе идет подстройка к музыке через дыхание, то есть синхронизация с музыкой. Здесь возникает ощущение слияния, гармонии, что вы и музыка едины.

Здесь есть одна особенность. Женщины чаще всего во время подстройки фокусируются в области грудной клетки, и тогда ощущение накопления энергии происходит там же, в районе груди, но на следующем этапе образования волн этот способ оказывается менее эффективным, потому что голова и шея выключена из процесса. А мужчины фокусируются в районе носа, и тогда накопление энергии происходит в голове, и всё тело задействовано в образовании волн, поэтому выберем второй вариант. Человек, во время появления и накопления энергии, может испытывать ощущение головокружения или распирания черепа, то есть пропреоцептивную «статическую» кинестетику.

А теперь сама инструкция:

1. Включить мелодию сначала.

2. Сместить фокус внимания на нос и почувствовать, как воздух проходит через нос туда и обратно.

Например: чувствую, как вдыхаю прохладный воздух и выдыхаю тёплый или ощущаю легкое щекотание в носу.

3. Важно достичь состояния комфорта; если нет состояния или не уверен, что оно есть, то просто продолжать дышать.

4. Подстроить ритм дыхания с ритмом музыки.

Например: в мелодии 8-тактовый ритм; вдох 1-2-3-4, выдох 5-6-7-8, вдох 1-2-3-4, выдох 5-6-7-8.

5. Достичь состояния, когда тяжело «удержать» накопившуюся энергию; если состояние не достигнуто, продолжать дышать.

Например: ощущаю, головокружение, распирание в черепе или другое ощущение в голове.

2.png

 

3. Пропреоцептивная «статическая» кинестетика рождает пропреоцептивную «динамическую» кинестетику.

Пропреоцептивную «динамическую» кинестетику все хореографы называют внутренней волной по телу (метафора внутреннего танца). Весь смысл этого этапа в разгоне статики в динамику. Запуск волны осуществляется от головы, дальше проходит через шею, потом по позвоночнику и заканчивается в руках или в одной руке, в ногах или в одной ноге. Именно из-за перетекания это ощущение больше всего напоминает волну. Раскатывание волны всегда происходит на выдохе. На вдохе идет накопление энергии, как будто подсобирание, для того, чтобы с новой силой раскатить её по телу.

Инструкция:

1. Продолжая ее слушать, на вдохе сжать получившуюся энергию.

Например: ощущение похоже на сдавливание пружины.

2. На выдохе отпустить энергию. Волна начинается в районе рта (ощущение в челюсти, на корне языка или на зубах); затем ощущение в спине (тепло, мурашки, покалывание в позвоночнике, лопатках, пояснице); после ощущение в руках и ногах (тепло, мурашки, легкое дребезжание).

3. Усиливать волну с каждым вдохом и выдохом.

Например: мощность, скорость, амплитуду.

4. После 5 – 6 вдохов и выдохов проверить, появилось ли состояние «не могу не танцевать», и только после этого начать танцевать.

5. Если состояние «не могу не танцевать» не достигнуто, то продолжать дышать и усиливать волны.

3.png

Подготовительное упражнение.

На этом этапе, во время передачи навыка, понадобилось дополнительное упражнение. Для человека, который никогда раньше не использовал внутренние волны, потребуется тренировка. Ниже представлено подготовительное упражнение, которое поможет попрактиковаться в запускании волн по телу.

В упражнении категорически запрещено двигаться.

1. Если мелодия новая, проделать все пункты шага 1 и шага 2. Если мелодия та же, проделать только пункты шага 2.

2. Сделать более глубокий вдох и сжать энергию (как пружину), на выдохе почувствовать, как волна от головы через шею катится вниз. Пусть она докатится до того места, до какого получится.

3. Сделать опять вдох и почувствовать, как набираются силы, чтобы запустить новую волну (мощность пружины увеличивается или сила ее сжатия).

4. С каждым новым выдохом усиливать волну, пока она не дойдет до кистей или стоп.

5. Почувствовать, как волны катятся туда и обратно. Получите от этого удовольствие.

6. Играть этими волнами до появления уверенности или состояния «ОК».

7. Если происходит сбой, начинай с пункта 1.

8. Важно добиться удержания стабильного состояния.

4. Пропреоцептивная «динамическая» кинестетика рождает внешний танец.

И вот у нас уже есть внутренняя динамика (внутренний танец), теперь осталось последнее — перевести её во внешний танец. У человека на этом этапе есть ощущение, что тело — только проводник, которое переводит музыку в визуальную картинку. Очень часто люди говорят: «Это не я танцую, это музыка управляет моим телом».

В музыке есть музыкальные фразы, которые можно услышать по тактам, по громкости; еще их называют музыкальными акцентами. Также можно почувствовать по вашему дыханию, потому что ваше дыхание и дыхание музыки синхронизированны. И перед началом новой фразы происходит более глубокий вдох, и на выходе лучше всего начать свой внешний танец.

Инструкция:

1. В момент, когда вы поймали свой глубокий вдох, на выдохе начинайте движения.
2. Одновременно с первым шагом пускаешь новую волну, давая ей растечься по телу и преобразиться во внешний танец.
3. После того как волна растеклась, делаете вдох, и на вдохе новая волна набирает мощь.
4. Более мощные вдох и выдох происходят каждый раз на стыке музыкальных фраз, когда начинается новая фраза в музыке.
4.png

5. Танцуете до конца мелодии или композиции.

Этот этап самый простой, но именно здесь возникает больше всего трудностей. Каждый из нас уже танцевал или как-то двигался под музыку, имеет определенный опыт, который далеко не всегда позитивный. Соответственно, в теле человека присутствуют негативные якоря и телесные зажимы, которые в моменты неуверенности зажимаются еще больше.

Я начала думать, как это преодолеть. Для человека часто его тело как огромная сложная задача, с которой тяжело справиться, потому что не понятно, с чего начать. Поэтому необходимо было разделить танец всем телом на части, чтобы сломать привычный паттерн человека.

Подготовительные упражнения.

В нашем теле есть 8 центров танца.

5.png

Первое упражнение.

Цель упражнения — научиться переводить внутренний танец во внешний с помощью одного центра танца.

1. Поставьте музыку, которая нравится и вызывает Км+.

2. Переведите музыку во внутренний танец.

3.Танцуйте одну мелодию только одним центром танца. Лучше начать с кистей.

Для того чтобы танцевать только одним центром, необходимо удерживать фокус внимания на одном центре танца.

4. Следующую мелодию танцуйте, удерживая состояние внутреннего танца только локтями.

5. Следующую мелодию танцуйте, удерживая состояние внутреннего танца только ступнями.

6. Следующую мелодию танцуйте, удерживая состояние внутреннего танца только коленями.

7. Следующую мелодию танцуйте, удерживая состояние внутреннего танца только бедрами.

8. Следующую мелодию танцуйте, удерживая состояние внутреннего танца только плечами.

9. Следующую мелодию танцуйте, удерживая состояние внутреннего танца только грудью.

10.Следующую мелодию танцуйте, удерживая состояние внутреннего танца только головой.

11. Следующую мелодию танцуйте, удерживая состояние внутреннего танца, меняя центры танца.

Видео упражнения «Один центр танца». На нем очень хорошо видно, как проходят все этапы:

1. Звучание музыки в голове.

2. Подстройка к музыке через дыхание.

3. Разгон внутренних волн.

4. Выражение музыки с помощью одного центра танца. 

Второе упражнение.

Цель упражнения — научиться переводить внутренний танец во внешний с помощью двух центров танца.

1. Поставьте музыку, которая нравится и вызывает Км+.

2. Переведите музыку во внутренний танец.

3. Танцуйте одну мелодию только двумя центрами танца. Лучше начать с кистей и стоп.

4. Для следующей мелодии выберите любую комбинацию двух центров танца и удерживайте состояние до конца мелодии.

5. Тренируйте два центра до тех пор, пока не появится уверенность и удержание состояния.

6. Следующую мелодию танцуйте, периодически меняя центры танца.

Видео упражнения «Два центра танца» (колени и локти).

Третье упражнение.

Цель упражнения — выработать устойчивое удержание состояния, не зависящее от движений.

1. Поставьте музыку, которая нравится и вызывает Км+.

2. Переведите музыку во внутренний танец.

3. Танцуйте, не думая о центрах танца, просто наслаждайтесь перетеканием внутреннего танца во внешний.

Сильно стала заметна разница в постановочном танце у дочери.

Видео постановочных танцев «Постановочный танец до» и «Постановочный танец после».

Благодаря этому алгоритму, вы сможете не только импровизировать танцуя, но и получать удовольствие от себя. И для вас музыка откроется совсем с другой стороны.

Дополнительные материалы исследования:

1. Первая модель моделирования.

2. Мой танец до моделирования.

3. Фаза неявного моделирования.

4. Мой танец после моделирования.

Танцуйте с удовольствием!

Автор статьи Мастер НЛП Ольга Иванова

  1. Главная
  2. Направления

Без согласия на обработку данных мы не можем принять заявку на участие Закрыть

Введите данные
для записи на тренинг

Изменить настройки

Введите данные
для оплаты тренинга

Изменить настройки

Заказать обратный звонок

Карта сайта