Здравствуйте, уважаемый читатель. В этой статье мы хотели бы немного поговорить о моделировании. Но не о моделировании, как мы обычно о нем говорим и как обычно моделируем. Мы хотим поговорить о групповом моделировании, которым мы занимались около 2-х лет, посвятив это время стратегиям Фрэнка Пьюселика.
Почему о групповом? Потому что, во-первых, так получилось, что мы работали с группой людей над этим проектом. А во-вторых, в групповом моделировании есть свои плюсы. Но обо всем по порядку.
Проект моделирования "МЕТА-Пьюселик" был начат в марте 2004 года, за время существования которого в проекте приняли участие уже более 50 человек. Работа проекта состояла из нескольких фаз, и на каждой из них за основу была взята пятишаговая модель Гриндера:
1. Постановка задачи. Найдите Гения. Определите контекст, в котором Гений гениален. Определите сенсорные критерии результатов, которые достигает Гений.
2. Бессознательная ассимиляция. Получите доступ к Гению. Войдите в состояние незнания (Know-Nothing State) и "станьте Гением". Копируйте поведение Гения (либо явно, либо микромускульными движениями).
3. Имитация. Повторяйте поведение Гения, пока не получите совпадение критериев результата. Определите существенные элементы модели.
4. Кодирование. Опишите модель.
5. Тестирование. Найдите человека, который не имел доступа к Гению, и научите его по описанию.
Для первой фазы, проходившей на тренинге Пьюселика "Продвинутое моделирование", организованном нашим Центром, был взят широкий контекст тренинга, и большую часть времени мы занимались бессознательной ассимиляцией. Каждый вечер группа собиралась и обобщала полученные результаты, уточняла детали у Фрэнка, ставила задачи на следующий день. Во время тренинга и вечерних интервью велась видеосъемка. Для того чтобы видеосъемка имела смысл, важно было запечатлеть взаимодействие Фрэнка с группой, поэтому снимали на 2 камеры: Фрэнка "в фас" и участников тренинга.
На второй фазе в течение весны-осени 2004 года группа выделила более узкие контексты и работала над созданием модели "Актерского рассказа историй" и модели "Контекстно-обусловленного вспоминания историй". Работа велась на основе отснятого материала, личного опыта участников и дополнительных интервью с Пьюселиком.
И здесь с точки зрения группового моделирования работа велась в рамках однородной группы почти мастеров НЛП (поскольку все мы тогда учились на курсе "НЛП-Мастер"). Поэтому у нас не было постоянного ведущего, и лидер периодически менялся. На том этапе это было удобно для того, чтобы определиться, что конкретно мы хотим смоделировать и как нам к этому лучше подойти. В связи с этим закономерная смена лидера позволила понять видение этой модели каждого из участников и получить максимально объемную картину того, к чему мы стремимся. При этом в итоге оказалось действительно важным определить постоянного лидера этой группы, поскольку общее видение уже было и, как вы знаете, у любого коллектива должен быть свой ведущий, в случае если нам небезразличен результат. Однако постоянный лидер выполнял скорее роль координатора. Полученная модель была представлена несколькими участниками на курсе "НЛП-Мастер", где успешно прошла проверку и заслужила довольно высокой оценки.
Весной 2005 года началась третья фаза проекта. Была набрана группа практиков НЛП, не знакомых "очно" с Фрэнком, и их обучили модели "Актерского рассказа историй". Была проведена работа по выявлению критических элементов модели и возможных препятствий при встраивании.
И тут получилась интересная штука. Поскольку у нас был некоторый материал, который нам необходимо было опробовать, т.е. встроить стратегии в людей и посмотреть, как они работают, группа начала вести себя интересным образом. Они поняли, что мы можем дать новый для них материал, и начали ходить для того, чтобы чему-то научиться, не претендуя на роль исследователей. Иногда процесс был очень похож на тренинг. Тогда мы задумались о том, что было бы здорово подключить людей к непосредственно самому исследованию. Безусловно, их роль "подопытных кроликов" была важна. Иначе откуда бы мы взяли столько обратной связи о том, как происходит процесс встраивания этих стратегий у разных людей, какие есть особенности, плюсы и минусы, возможные ограничивающие и поддерживающие убеждения. И вместе с тем нам очень хотелось, чтобы люди прониклись идеей моделирования и включились в этот процесс, и инициатива исходила бы от них.
Для этого мы стали ставить задачи в более открытой форме, т.е. давали, как казалось людям, "задания", а на самом деле провоцировали их на размышления в рамках моделирования и за рамками привычных шаблонов.
Кроме того, мы уточнили процедуру моделирования на основе уже имеющегося у нас опыта, а именно: совместно с "Лабораторией Нового Кода" при нашем Центре нами была разработана следующая технология установления и поддержания хорошо организованного состояния бессознательной некомпетентности и ассимиляции.
Мы использовали модель состояния, предложенную А. Каптеревым. На эту модель мы наложили требуемые условия:
Неспецифические ресурсы (моделирующее состояние) |
|
HPS Состояние высокой продуктивности |
KNS Состояние незнания |
Специфические ресурсы (фокус второй позиции, подстройка) |