Центр НЛП в Образовании под руководством А. А. Плигина
Ведущий законодатель стандартов НЛП

«Чем мы думаем», и что можно поменять в мышлении взрослого человека?

17.09.2016

Итак, ученые, психологи, преподаватели, собственники серьезных бизнес-компаний всё больше говорят о необходимости изменения мышления у современного человека. «А, собственно, что и как нужно менять?» — в ужасе думают некоторые люди.

  • «Нужно произвести пересадку мозга?»
  • «Нужно электротоком разрушить «устаревшие» нейронные связи?»
  • «Нужно вырастить новые дополнительные нейроны?»
  • «Нужно стереть память и снова пойти учиться в 1-й класс по новой программе?»
  • «А не опасно ли все это?»
  • «Не станет ли хуже: как-то же мы жили и со «старым» мышлением?»
  • «Вдруг в процессе изменения «старое» мышление» уже сломается, а «новое» еще не успеет встроиться?»
Сразу хочу всех (кому это нужно) успокоить: в процессе изменения способов мышления черепная коробка и всё ее содержимое остается в полной целостности. А что же тогда может меняться? Вот об этом давайте и поговорим. Среди различных аспектов развития мышления я хочу особо выделить ментальные модели. Умение мыслить моделями давно признанно одной из главных особенностей человека. Само наше мышление базируется на работе с различными моделями, построенными на основе отражения окружающей действительности. Мы не можем, например, поместить себе в голову весь реальный город, но мы легко можем обозревать его географическую карту, а можем даже работать с ней мысленно. В этом случае бумажная или электронная карта будет является одной из возможных моделей города, а наш внутренний образ этой карты — уже моделью модели. В общем, о модели можно говорить как об упрощенном представлении реального объекта, процесса, явления или как о некоем новом объекте, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления, процесса. (Если что, не стесняйтесь дважды перечитать это предложение?). Например, глобус — это одна из моделей Земли; шаро-стержневая модель молекулы на уроке химии — модель реальной молекулы; рисунок с радиально расположенными вокруг желтой окружности большего размера восемью меньшими окружностями — очень упрощенная и даже неточная модель солнечной системы.

Зачем использовать ментальные модели?

В данном случае мы рассмотрим внутренние, ментальные модели людей, представленные не как внешние объекты, а как их внутренние репрезентации. Основная цель использования моделей заключается в упрощении работы со сложными объектами, явлениями и процессами для адекватного взаимодействия с объективной реальностью и принятия эффективных решений. Благодаря своим ментальным моделям люди организуют соответствующее внутреннее и внешнее поведение, способствующее наилучшей адаптации к окружающему миру и повышению эффективности их деятельности. К сожалению, в отличие от глобуса или детской железной дороги, ментальные модели не сопровождаются техническими паспортами или инструкциями. А если бы такая техническая документация существовала, то в ней мог бы содержаться описанный ниже раздел. При использовании любых ментальных моделей главное помнить, что:

  • модель никогда не будет идентична описываемой реальности;
  • одна и та же часть реальности всегда может быть описана несколькими моделями (возможно, бесконечным количеством моделей);
  • ни одна модель не может быть универсальной и самой лучшей;
  • чем модель проще, тем легче ей пользоваться;
  • чем модель «комплекснее», тем точнее она отражает необходимые свойства описываемой части реальности;
  • модель, прекрасно работающая в одном контексте использования (например, в личной коммуникации), может быть абсолютно неэффективной в другом контексте (профессиональной коммуникации);
  • реальность и наши знания о ней постоянно меняются, а значит, и модели постоянно устаревают, становясь менее эффективными, вплоть до полной бесполезности и даже снижения нашей адаптивности и адекватности.
В психологии развитие и обучение индивида связывают в том числе и с развитием его мышления, которое от простых видов (наглядно-действенногых) постепенно переходит к более сложным (понятийным). Несколько упрощая, я бы сказал, что при этом расширяются и становятся более комплексными те модели, которыми пользуется развивающийся человек. Важнейшими характеристиками ментальных моделей я считаю:
  • их объем (количество задействованных элементов),
  • количество связей между этими элементами (явных и неявных),
  • взаимосочетаемость с другими моделями,
  • гибкость к перестройке, модернизации.
Оценивая в целом успешность человека, мы можем говорить об эффективности используемых им ментальных моделей (предполагая, что модель может быть создана на всех логических уровнях и включать в себя, например, базовые роли, главные постулаты (пресуппозиции и убеждения), ключевые ценности, ведущие стратегии и типовой набор действий).

Как возникают и развиваются мыслительные модели?

В качестве иллюстрации эволюции ментальных моделей можно привести несколько простых примеров. Все знают, что, опираясь только на сенсорное восприятие, мышление маленького ребенка подобно «страусу»: например, при исчезновении из поля зрения раздражителя для ребенка он пропадает «навсегда». Именно поэтому младенец улыбается каждый раз, когда лицо матери появляется из-за какой-либо преграды, не понимая, что она никуда не исчезла, а все время была рядом с ним. Также и более взрослый ребенок может спрятаться под одеялом, думая, что пугающий его объект при этом исчезнет. Одно из важных, на мой взгляд, проявлений развития детского мышления заключается в умении фантазировать и обманывать, то есть создавать модели на основе только внутреннего опыта, а потом вырабатывать соответствующее им поведение. Пытаясь обмануть взрослого, ребенок внутри выстраивает взаимосвязи между различными объектами и событиями, а затем объединяет их в «логичный» рассказ. Только взрослый легко раскрывает детскую ложь, так как логика ребенка еще очень ограниченна. Его мышление не может точно увязать все факты, простроить все причинно-следственные связи, и поэтому в повествовании появляются несогласованности и информационные разрывы. Следующий классический пример, демонстрирующий дальнейшую эволюцию мышления, я думаю, многим известен. В одном из тестов, проверяющих уровень развития логического мышления будущего школьника, есть вопрос: «Откуда на улице берется ветер?» И достаточно часто дети отвечают, что ветер создают деревья, когда качают своими ветками. Анализируя этот ошибочный ответ, мы, тем не менее, можем отметить, что ребенок уже научился соотносить два одновременно наблюдаемых им явления. Однако «примитивность» его ментальной модели не позволяет ему достоверно определить, что в этой ситуации является причиной, а что — следствием. Помните, что ребенок, давая подобный ответ, воспринимает себя вполне разумным и адекватным, никаких сомнений в правильности своих умозаключений у него нет!

Неверное мышление может создавать ловушки и проблемы

Кстати, и взрослые иногда ведут себя подобным образом. Например, постоянно ложась поздно спать и не высыпаясь, человек привыкает по утрам выпивать чашку крепкого кофе, чтобы хорошо себя чувствовать. Но стоит ему однажды по каким-либо причинам не выпить свой утренний бодрящий напиток, как его самочувствие тут же ухудшается. После этого человек может пребывать в полной уверенности, что его негативное состояние вызвано именно отсутствием кофеина в крови, а не хроническим нарушением режима дня и недосыпанием. Также некоторые взрослые, как и дети, используют модели мышления, основанные не на прогнозировании причинно-следственных связей, а только на сенсорном восприятии. Например, многие люди, загорая на пляже, начинают беспокоиться об опасности долгого нахождения на открытом солнце только после интенсивного покраснения кожных покровов и появления болезненных ощущений. Странно, но они, в отличие от животных, не обязаны реагировать только на внешние сенсорные стимулы, а могли бы заранее, пользуясь мышлением, проанализировать ситуацию и определить, сколько времени им нужно быть на солнце, чтобы загореть и остаться здоровыми. Все же понимают, что ущерб организму от солнечного излучения, тем более радиационного, начинает причиняться гораздо раньше, чем человек его ощутит своими рецепторами. Приведенные примеры, в моем понимании, описывают не столько отсутствие у некоторых людей системного мышления, сколько трудности даже в использовании «традиционного» линейного мышления. Ментальные модели системного мышления могут не только существенно изменить ваше восприятие окружающей реальности, но и наполнить вас спокойствием и уверенностью совершенно иного уровня, благодаря более глубокому пониманию разворачивающихся вокруг и внутри вас процессов. Более адекватное восприятие происходящих событий, системный анализ поступающей разнородной информации, обнаружение дополнительных элементов и скрытых связей позволят вам делать более точные прогнозы развития ситуации, а значит, снизят «страх неизвестности» и расширят ваше поле возможных действий.

Александр Герасимов, бизнес-консультант, тренер, коуч, директор «Центра НЛП в Образовании».

  1. Главная
  2. Направления

Без согласия на обработку данных мы не можем принять заявку на участие Закрыть

Введите данные
для записи на тренинг

Изменить настройки

Введите данные
для оплаты тренинга

Изменить настройки

Заказать обратный звонок

Карта сайта