Центр НЛП в Образовании под руководством А. А. Плигина
Ведущий законодатель стандартов НЛП

Как пересмотреть приоритеты, перестать «разрываться» между поставленными целями и быть уверенным в правильности принятых решений

31.05.2016

В НЛП консультировании так же, как и в работе с самим собой, довольно большое количество запросов сводится к достижению поставленных целей. В этой статье мы разберем технику, которая помогает преодолеть одну из распространенных «достигаторств». После ее использования клиент сможет по-новому взглянуть на собственные приоритеты и осознать лучшие варианты распределения ресурсов.

Настоящая проблема для «достигатора».

Для многих людей, которые стремятся к постоянному развитию и достижениям, характерна постановка такого количества целей, которое превышает их ресурсы. Эта ситуация приводит к нескольким печальным последствиям:

  • снижению фокуса на том, что действительно важно;
  • хаотичной трате ресурсов, в попытке достигнуть всего и сразу;
  • усталости, стрессу, потери энергии, вдохновения и энтузиазма;
  • прокрастинации.
И это серьезная проблема, которая может «сломать» карьеру любого человека, стремящегося к одновременному достижению многих целей.

Важный навык «достигатора».

Для такого человека важно уметь выделять задачи с высоким приоритетом, распределять в их пользу большую часть ресурсов и отказываться от задач с низким приоритетом (или откладывать их «на потом», «до лучших времен», до «как-нибудь»). И все это «со спокойной душой и чистой совестью», т.е. экологично.

Ради чего большего?

Умение выделять настоящие приоритеты и фокусироваться на них повышает КПД «достигатора», поскольку:

  • цели с высоким приоритетом обладают настоящей привлекательной силой;
  • все важные ресурсы (время, финансы, внимание) сосредотачиваются именно на них;
  • жизнь человека становится гармоничной, поскольку именно цели высокого приоритета
  • соответствуют верхним этажам пирамиды логических уровней;
  • исчезает стресс, который возникает в результате попытки достичь всего и сразу.

В чем причина потери приоритетов?

Основная причина в том, что у некоторых людей нет четкого внутреннего критерия, по которому они определяют значимость принятой цели. Часто такие цели возникают в результате чьего-либо влияния и не соотносятся с настоящей системой ценностей самого человека. Иногда они поверхностны: из разряда «не фигово было бы», «а че бы и нет».

Техника «Аудит годовых целей».

  Задача техники — создать условия, в которых участник сможет пересмотреть свои годовые приоритеты. Ожидаемый результат:

  • осознание настоящих приоритетов всех выставленных целей;
  • возможность пересмотреть цели со средним приоритетом: понизить или повысить их значимость или определить минимально допустимый порог достижения;
  • выделение задач с низким приоритетом и принятие решений, основанных на экологичности: нужно ли их достигать, когда и в какой последовательности;
  • фокусирование на целях высокого приоритета и использование энергии, освободившейся в результате пересмотра задач с низким или средним приоритетом.
Эта техника для тех, кто:
  • выставляет большое количество годовых целей и достигает только их малую часть;
  • осознает, что большая часть поставленных целей может оказаться не достигнутой;
  • находится в прокрастинации из-за эмоционального перегруза;
  • испытывает стресс из-за того, что не понимает, как восполнить дефицит ресурсов.
Когда проводить:
  • оптимально: март - апрель (в этот период люди начинают задумываться над реалистичностью выставленных задач);
  • 1 - 2 раза в год в качестве профилактики для усиления фокусировки на целях, которые по-настоящему значимы.
Проблема:
  • человек не всегда осознает свои настоящие приоритеты и включает в планирование все возможные «хотелки»;
  • клиент не всегда адекватно оценивает свои возможности;
  • некоторые люди выбирают цели с «низким уровнем энергии», т.е. для достижения которых он не готов прилагать серьезные усилия;
  • негативные переживания и прокрастинация;
  • принимают чужие/навязанные цели;
  • нет внутреннего критерия, позволяющего определить иерархию целей.

Шаги техники:

1 шаг. Консультант просит клиента определить, чем для него является «Значимая цель». Для помощи он использует метамодельные вопросы. 2 шаг. Затем задает вопрос: «Что такое для тебя значимость цели на 10 баллов по шкале от 1 до 10?» Этим сформируется четкий критерий в опыте клиента. 3 шаг. Далее определяется граница максимально значимых целей: «Скольким баллам минимально должна соответствовать цель, чтобы ты понял, что приложишь все необходимые усилия для ее достижения, и она будет реализована в любом случае?» Этот критерий формирует линию А, которая будет проходить через все лучи «Колеса годовых целей» (по структуре, аналогичной колесу «Жизненного баланса»). nelepko1 4 шаг. Консультант спрашивает: «Ниже скольких баллов цель не имеет для тебя серьезного значения, и ты можешь спокойно от нее отказаться, понимая, что она не стоит вложенных усилий?» Этот критерий формирует линию Б. nelepko2 Линии А и Б делят «Колесо годовых целей» на три уровня:

  • цели с высоким приоритетом (выше линии А);
  • цели среднего приоритета (между линией А и линией Б);
  • цели низкого приоритета (между линией Б и центром).
5 шаг. Теперь клиент может назвать свои задачи на текущий год, и консультант выписывает их в «Колесо годовых целей». Он может провести спецификацию целей, если они представлены в опыте клиента в общей форме. nelepko3 6 шаг. На этом шаге задаются вопросы об уровне значимости каждой цели: «Скажи, пожалуйста, насколько для тебя значима цель A по шкале от 1 до 10?»; «Какому уровню соответствует цель V по шкале значимости целей?»; «Насколько для тебя значима цель Y по шкале от 1 до 10?» 7 шаг. Консультант проводит линии А и Б внутри «Колеса годовых целей». nelepko4 8 шаг. Он по очереди называет пункты, которые оказались ниже линии Б. 9 шаг. Консультант просит определить, готов ли он исключить каждую из таких целей: «Скажи, пожалуйста, готов ли ты исключить эту цель из своих планов на текущий год?» 10 шаг. Если клиент готов, то задача удаляется из «Колеса годовых целей». 11 шаг. Если не готов, то консультант просит определить новый уровень значимости для этой задачи и перемещает ее на «Колесе годовых целей», если ее уровень становится выше линии Б. nelepko5 12 шаг. После того как проработаны цели низкого приоритета (находящиеся ниже линии Б), консультант переходит к целям среднего приоритета (между линией Б и линией А), в том числе и к целям, которые были перемещены с более низкого уровня на шагах 10 - 11. 13 шаг. Консультант просит клиента представить самого себя 31 декабря текущего года: «Я прошу, чтобы ты представил себя 31 декабря текущего года. Ты оцениваешь результаты прошедшего периода и смотришь на список своих целей. И вот представь, что, глядя на этот список, ты понимаешь, что цель X не достигнута. Что ты чувствуешь в этом случае?» 14 шаг. Если клиент говорит, что спокойно воспринимает ситуацию, то консультант задает вопрос: «Готов ли ты исключить эту задачу из списка годовых целей?» Если ответ «да, готов», и это подтверждается метасообщением, то цель убирается их «Колеса». 15 шаг. Если клиент говорит, что испытывает дискомфорт из-за того, что цель не будет достигнута, и это подтверждается метасообщением, то консультант задает следующие вопросы: «Каков тот минимальный уровень достижения цели, при котором ты бы чувствовал себя комфортно?»; «Какие минимальные результаты в достижении этой цели ты хочешь реализовать, чтобы чувствовать себя комфортно 31 декабря?»; «Каких результатов в отношении этой цели тебе было бы достаточно, чтобы чувствовать себя комфортно?» 16 шаг. Таким образом прорабатываются все цели. 17 шаг. После этого консультант создает новое «Колесо», показывает его клиенту и задает вопрос: «Если 31 декабря твой список достигнутых целей будет выглядеть следующим образом, каково будет твое отношение к этой ситуации?» nelepko6 18 шаг. Если клиент говорит, что ситуация дискомфортна, то он выявляет те цели, изменения в которых послужили причиной этой ситуации и еще раз прорабатывает их. 19 шаг. Если участник говорит, что эта ситуация для него комфортна, и его слова подтверждаются метасообщением, то консультант задает вопросы: «Скажи, пожалуйста, что было для тебя важно в нашей сегодняшней работе?»; «Поделись, пожалуйста, как тебе наша сегодняшняя работа и какие важные результаты ты получил?»; «Расскажи, как тебе работа, которую мы проделали? Что важного ты взял для себя из этой консультации?» 20 шаг. Консультант просит клиента определить шаги, которые он может сделать в ближайшее время в реализации того опыта, который был получен: «Скажи, пожалуйста, что ты можешь сделать в ближайшие 3 дня, чтобы продвигаться в плане, который был тобой составлен на этой сессии?»

Выводы.

Мы разобрали с вами технику, которая позволяет клиенту еще раз провести оценку его приоритетов на текущий год, выстроить их иерархию и распределить имеющиеся ресурсы лучшим образом. Также она помогает определить оптимальный уровень достижения цели, который комфортен для клиента. Техника проста в применении и занимает от 30 до 60 минут, т.е. вся работа может быть проведена полностью на протяжении одной консультационной сессии.

  1. Главная
  2. Направления

Без согласия на обработку данных мы не можем принять заявку на участие Закрыть

Введите данные
для записи на тренинг

Изменить настройки

Введите данные
для оплаты тренинга

Изменить настройки

Заказать обратный звонок

Карта сайта